РИА Новости
2 февраля 1904 года родился Герой Советского Союза – Валерий Чкалов, которого за дерзкий и абсолютно бесстрашный характер иногда называли воздушным хулиганом.
Гагарин считал этого прославленного летчика примером для подражания. И понятно почему – Чкалов установил ряд мировых рекордов, провел более 800 испытательных полетов и совершил легендарный перелет в Америку через Северный полюс.
Чкалова любил сам Сталин. Есть даже свидетельства, что вождь предлагал ему должность наркома внутренних дел. Но жизнь Валерия Чкалова трагически оборвалась, когда ему было всего 34 года.
Как именно это произошло? И почему дети пилота считали, что его гибель была подстроена? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Гибель Чкалова при испытании истребителя И-180
Летчика опасности не пугали
В первый день зимы 1938 года Валерия Чкалова отозвали из отпуска. С того дня он начал готовиться к первым испытаниям перспективного истребителя И-180. Самолет собирали сотрудники конструкторского бюро Николая Поликарпова. Работали в спешке: сверху поступил приказ протестировать новинку до Нового года. На этапе подготовки в самолете постоянно находили дефекты, поэтому дату экспериментального полета неоднократно переносили, но Чкалова опасности не пугали.
"Валерий Павлович к этому моменту уже достаточно длительное время работал совместно с Поликарповым. Он был главным летчиком-испытателем. Испытывал машины – разработки Поликарпова, которые выходили ранее, то есть это И-16, И-17. Валерий Павлович доверял самолету так же, как и доверял, собственно говоря, его конструктору", – поделился правнук Валерия Чкалова, представитель Международного мемориального фонда "Чкалов" Игорь Чкалов.
Испытания проходили в плохую погоду
Испытания И-180 назначили на 15 декабря. На улице – минус 25 градусов. Поликарпов отговаривал Чкалова садиться за штурвал недоработанного самолета, да еще и в такую погоду. Но привыкший к риску летчик никого не слушал.
![](https://mtdata.ru/u2/photoAF7C/20224721870-0/original.jpg#20224721870)
"В своей смерти прошу никого не винить"
"Владимир Константинович Коккинаки, который в этот момент летел, по-моему, на ДБ-3, говорил, что Чкалов подлетел к нему. Истребитель был красного цвета, хорошо заметный. Он (Чкалов. – Прим. ред.) показал большой палец, а я, говорит, ему показал, что буду смотреть, как ты будешь садиться", – вспомнил внук Николая Поликарпова, доктор технических наук Андрей Коршунов.
Опытный пилот должен был провести в небе не больше 15 минут, но Чкалов зачем-то пошел на второй круг и отдалился от аэродрома. На обратном пути случилось непоправимое: двигатель самолета внезапно заглох. Чкалов пытался отвести истребитель от жилых домов, но в последний момент И-180 зацепился за электрические провода и рухнул на землю.
"Валерий Павлович всегда выкладывался чуть-чуть больше, чем от него требовалось. И, возможно, здесь, по стечению обстоятельств, это чуть-чуть сыграло злую шутку", – отметил Игорь Чкалов.
"Есть известная фраза, которая, по разным данным, была сказана уже в больнице: "В своей смерти прошу никого не винить, виноват я сам", – рассказал правнук Валерия Чкалова.
Несмотря на это, ряд руководителей авиазавода, причастных к организации смертельного полета, приговорили к длительным тюремным срокам.
Официальная причина катастрофы
Впрочем, в официальную версию поверили не все. Многие, в том числе и дети Чкалова, считали, что легендарному комбригу "помогли" разбиться.
Версии гибели легендарного летчика
Диверсия нацистских агентов
О возможной диверсии задумались сразу после трагедии. Может быть, катастрофа – дело рук нацистских агентов? Накануне войны немцы явно были заинтересованы в задержке испытаний новейшего советского истребителя, а еще лучше – в срыве его производства.
"Я отношусь к диверсии скептически. Данных никаких нет. Это стечение обстоятельств. Скорее всего, если бы не порвались ремни и его бы не выкинуло из кабины, ничего бы не было. Кабина сама по себе была цела", – предположил Андрей Коршунов.
![](https://mtdata.ru/u2/photoA8BB/20447794719-0/original.jpg#20447794719)
Жена Чкалова – Ольга Эразмовна – рассказывала, что незадолго до гибели ее муж перед сном стал класть пистолет под подушку. Отвечал уклончиво: "Это на всякий случай".
"В отношении происхождения данных патронов есть множество сомнений, потому что НКВД – это все-таки достаточно серьезная организация и на такую примитивную диверсию, тем более в отношении настолько известного человека, вряд ли бы согласилась", – сказал правнук Валерия Чкалова.
Причастность Сталина
А что если к гибели прославленного летчика-испытателя причастен сам Иосиф Сталин? Этой версии придерживались дети Чкалова. По их мнению, причиной могла стать обида вождя. Мол, за несколько месяцев до рокового полета Сталин предложил герою сменить организатора "большого террора" Николая Ежова на должности наркома внутренних дел. Но Валерий Павлович отказался.
![](https://mtdata.ru/u2/photo715C/20670867568-0/original.jpg#20670867568)
"Я думаю, что, если было бы надо, у Иосифа Виссарионовича было бы достаточно других рычагов и возможностей", – предположил Андрей Коршунов.
Причастность Берии
За три дня до трагической гибели Валерия Чкалова Сталин получил срочное сообщение:
"Сегодня, 12 декабря в 12 часов дня, при наличии летной погоды, И-180 должен пойти в первый опытный полет. Машину поведет Герой Советского Союза комбриг Чкалов. Имеющиеся дефекты могут грозить катастрофой самолета в воздухе".
Послание отправил Лаврентий Берия, который в ноябре 1938-го стал новым главой НКВД вместо опального Ежова, но ответа он не получил. Есть домыслы, что Берия мог воспринять молчание генсека как разрешение на ликвидацию "сталинского сокола".
Но для специалистов очевидно другое. Чкалов мог бы спастись, если бы сделал только один круг над аэродромом, как и предписывало полетное задание. В этом случае он смог бы спокойно уйти на посадку, ведь двигатель истребителя в тот момент еще работал.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.