Несколько десятков освобожденных населенных пунктов, уничтоженные вражеские укрепления, подбитая бронетехника противника — таков боевой путь танкового батальона «Волга», созданного в 2022 году в основном из тверских добровольцев. Притом что многие из них до участия в СВО даже не были танкистами. Как батальону удается обходиться практически без потерь — и техники, и личного состава, как их обычных резервистов создать эффективное боевое подразделение и что ему больше всего запомнилось за три года участия в СВО, «Известиям» рассказал в недавнем прошлом командир «Волги», а ныне слушатель одной из военных академий Александр Карпенко с позывным Тверь.
Комбат с позывным Тверь
Александр Карпенко окончил Казанское высшее танковое командное училище, получив свое первое офицерское звание — лейтенант. По распределению молодого офицера направили в Таманскую мотострелковую дивизию на должность командира танкового взвода. Дорос до замначальника штаба танкового батальона. В этом статусе и встретил начало спецоперации. В зону СВО подразделение Александра заходило 24 февраля 2022 года.
— Это было сватовское направление. Противник атаковал нас при поддержке бронетехники. Взвод моего батальона выдвинулся на отражение атаки и уничтожил один из танков противника. Это был советский Т-72, — рассказывает наш собеседник. — Тот бой в каком-то смысле можно назвать уникальным. В дальнейшем в ходе всей СВО ни разу не случилось такого, чтобы на наши танки выдвигались вражеские. То есть не было прямого танкового боестолкновения. Война стала другая. И мы, и они в основном работаем с закрытых огневых позиций. А если выходили на прямую наводку ведения огня, то поражали опорные пункты врага, его укрытия, блиндажи, либо это была просто огневая поддержка штурмовых подразделений.

Из всех боевых эпизодов Александру лучше всего запомнился штурм Авдеевки весной 2024 года.
— Очень долго мы не могли сломить сопротивление укрепленного пункта ВСУ, который они оборудовали под одним из мостов. У них там было несколько пулеметных точек и велся плотный огонь. Из-за этого наши мотострелки не могли продвинуться, — вспоминает комбат. — Мы били по ним и с закрытых огневых позиций, и на прямую наводку выезжали. Но они не давали нам эффективно отрабатывать, атаковали FPV-дронами. Всё это длилось порядка месяца. Мне надоело такое положение дел. Принял решение отправить наиболее подготовленный танковый экипаж. И они прямым выстрелом попали в одну из стоек моста, после чего тот обрушился на голову неприятеля. Так мы их подавили в буквальном смысле слова.
Именно за взятие Авдеевки личный состав батальона получил больше всего наград: ордена Мужества, медали «За отвагу», Жукова и Суворова.

Минимум потерь
Батальон именной — носит название «Волга». Формировался он в 2022 году, в основном из жителей Тверской области, поэтому власти и волонтерские организации этого региона оказывают ему огромную помощь.
После освобождения Авдеевки батальон действовал на кураховском направлении, участвовал в освобождении таких населенных пунктов, как Новомихайловка, Парасковиевка, Ильинка, Антоновка, Янтарное, Заря, Александро-Калиново и других — всего несколько десятков.

Последнее время танкисты дислоцировались на константиновском направлении и перед самым отъездом комбата в военную академию приняли активное участие в освобождении поселка Старониколаевка.
— Его тоже было непросто взять. Там открытая местность, и подойти к поселку долго не получалось. Вместе с командованием приняли решение, что один из моих танков выдвинется вперед, а за ним будут двигаться МТЛБ и штурмовые группы. Так они смогли зайти в поселок, в нужное нам место, развернули боевые порядки и постепенно выбили врага, — рассказывает офицер.
С первых дней спецоперации его батальон воевал на танках Т-80. Позже его перевооружили на танки Т-80БВМ, на которых уже имеются штатные защитные конструкции (так называемые мангалы), более усовершенствованная динамическая защита машины и экипажа, новые прицелы.

Говоря о прицелах, он вдруг вспоминает одного из своих подчиненных — приводит его в пример того, как СВО раскрывает в бойцах таланты.
— Есть один боец, который от наводчика танка смог вырасти до командира боевой машины. Его позывной Кинолог. С такими людьми воевать здорово. Сообразительный, обладает неплохими организаторскими качествами и отвагой. Теперь он уже командир взвода, награжденный орденом Мужества, медалью «За отвагу» и другими наградами. Позже, помимо того что выполнял свои непосредственные обязанности, стал передавать опыт вновь прибывшему пополнению, — отмечает комбат.
За всё время СВО батальон Александра Карпенко потерял лишь один танк.

— Случилось так, что машина наехала на противоднищевую мину. Сработала она прямо под местом командира танка. Он, к сожалению, погиб. Другие члены экипажа выжили. Но машина была уже непригодна к боевой работе, — вспоминает танкист.
По его словам, когда танк выводится из строя, самая большая проблема — это быстро его эвакуировать.
— А уже всё остальное — дело несложное и в принципе недолгое. Запасные части и механизмы для ремонта у нас всегда были в наличии. В нашей ремонтной роте машины, как правило, восстанавливали в зависимости от степени повреждений, за один день, максимум два, — подчеркивает Тверь.

Что самое сложное на СВО
Так на специальной военной операции для комбата пролетели три года. На вопрос, что самое сложное было для него как офицера и командира за это время, отвечает:
— Настроить личный состав на правильную боевую работу.
— Что это значит?
— Тут необходимо брать во внимание то, что батальон я создавал практически с нуля. Бойцы, которые приходили, не были профильными танкистами. Все — добровольцы, все — люди разного возраста от 20 до 60 лет. И в первую очередь им надо было дать четкое понимание, что они находятся там, где идут боевые действия, а не в туристическом походе. То есть должна быть адекватность восприятия и оценки происходящего. Для этого было необходимо настраивать личный состав, а где-то и заставлять, чтобы они совершенствовали свои навыки, занимались своей техникой и вооружением, не давали себе слабину. Я считаю, что у меня получилось правильно выстроить эту работу. Она была долгая и кропотливая, но получилось. Поэтому и потерь в батальоне почти не было.

Все эти три года в Подмосковье Александра, волнуясь, ждала семья — супруга и дочь.
— В какой-то момент пришло осознание того, что накопленным на СВО боевым опытом надо делиться. Кроме того, хотелось еще больше развиваться, расти. Поэтому, переговорив с командиром полка, я принял решение о поступлении в военную академию, — рассказывает он.
Офицер вспоминает, как тяжело было прощаться с личным составом батальона.
— Безусловно, непросто это было. Ведь они моя семья. Более трех лет с ними воевал плечом к плечу. Я видел, что и ребятам было сложно прощаться. В общем, весьма эмоциональное событие было, которое не забывается, — с грустью говорит он.
И вот комбат уже почти две недели как слушатель Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ. Отмечает, что многие из преподавателей — люди с боевым опытом. Но при этом просят командиров, прошедших СВО, делиться во время занятий своими знаниями. Такой подход, по мнению Александра, позволяет формировать хорошую теоретическую базу для будущих офицеров и командиров.