В России разработали несколько вариантов решения проблемы доступности такси для многодетных семей. Уже в конце недели конкретные предложения представят Владимиру Путину. Среди них создание первого отечественного минивена, который должны выпустить уже в 2027 году. А пока планируется поощрять самозанятых таксистов на семиместных авто, чтобы они покупали автокресела и занимались перевозкой родителей с несколькими детьми. Предусмотрена также и поддержка семей в виде налогового вычета за детские поездки. Подробнее в сюжете РЕН ТВ расскажет корреспондент Эрик Галяутдинов.
Тариф "детский", но цены такие, что взрослым становится страшно. Вызвать такси для многодетных семей – сейчас огромная проблема. Решить ее недавно поручил Владимир Путин. Открыть специальное ведомство, предоставить квоты или вовсе сделать поездки бесплатными – в Общественной палате начались обсуждения и уже есть предложения.
"Уравнять тариф "эконом" и тариф "детский", чтобы сегодня родители могли заказывать такси по одной цене, неважно с ребенком или без", – предложила Ирина Зарипова, председатель общественного совета по развитию такси в России.
К этой инициативе, правда, тут же появились вопросы. Главный – на кого по итогу ляжет финансовое бремя? Доходы водителей, по данным профсоюза таксистов, и без того снизились на 30%. Другая проблема – на чем перевозить многодетные семьи.
"Машин, в прямом смысле, которые бы покрывали возможность перевозки трех-четырех детей вместе с родителями одновременно, не так много в данной ситуации. Видимо, где-то нужно закупать машины", - указал председатель профсоюза таксистов Москвы Николай Кодолов.
Многодетная мать Юлия Линькова сама не водит, поэтому часто вызывает такси, причем сразу два: с тремя детьми сесть в одну машину невозможно. А в специализированном детском тарифе за каждое новое кресло для ребенка цена увеличивается почти вдвое.
"Нужно большое такси, чтобы были они были в доступе. Цена вопроса, конечно, чтобы были какие-то льготы или скидки для многодетных", – считает многодетная мать Юлия Линькова.
Но найти водителя, у кого в салоне есть хотя бы одно детское кресло – это уже большая удача, говорят родители. О перевозке сразу двух маленьких пассажиров и тем более трех с таксистами зачастую говорить бесполезно. Наши журналисты решили проверить, так ли это. Заказываем такси, из десяти водителей ни один не принял заказ на поездку с тремя детьми в возрасте до 12 лет. Несколько человек готовы были предоставить детские кресла для двоих, либо предлагали альтернативу за доплату.
–Третье тоже бустер 6-12 лет.
– Ребенку сколько лет?
– Ребенку 10.
– Тогда не обязательно.
– Я бы хотел, чтобы мой ребенок в детском кресле сидел.
– Ну по закону не обязательно, третьего кресла у меня нет, – сказал водитель такси.
Таксистов, готовых подключиться к детскому тарифу, не много. Ответственность выше, рейтинг должен быть выше среднего.
– Вы почему детское кресло не закинете, выгоднее же так?
– Ну там больше проблем, я несколько раз ругался с этими женщинами, не хочу.
Вдобавок за провоз ребенка без детского кресла таксисту грозит штраф в три тысячи рублей, с компании-перевозчика возьмут и вовсе все 100 тысяч, что в итоге скажется на зарплате водителей. Есть еще вариант вызвать минивэн, но это еще дороже, и ждать такое транспортное средство придется не меньше получаса, жалуются многодетные мамы.
"Ждешь по 40-50 минут, приходится заказывать простое такси", – говорит многодетная мать Дарья Федосеева.
С учетом всех этих нюансов, в Госдуме предлагают компенсировать повышенную стоимость за проезд в такси с ребенком за счет налогового вычета. Работать система будет так: НДФЛ одного из родителей просто уменьшат на сумму переплаты за проезд по детскому тарифу. Ездить дешевле можно будет еще одним способом.
"Если семья едет с ребенком и со своим автомобильным креслом, то вызов такси будет не по детском тарифу, а по-взрослому", – рассказала первый заместитель председателя комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая.
Проблему вместимости транспорта сейчас тоже активно пытаются решить. Для этого в России могут запустить серийное производство отечественных микроавтобусов, чтобы они закрыли пробел в нехватке такого транспорта в такси. Обсуждение с производителями уже начались.