«Сверхъестественные способности не делают его интереснее»: каким получился «Дракула» Люка Бессона

RT Russia 2 дней назад 13
Preview

11 сентября в российский прокат выходит фильм «Дракула» (Dracula: A Love Tale) по мотивам одноимённого романа Брэма Стокера. В режиссёрском кресле — Люк Бессон. Главные роли исполнили Калеб Лэндри Джонс, Зои Блю и Кристоф Вальц. По сюжету в конце XV века граф Дракула отрёкся от Бога после гибели жены и стал вампиром, обречённым на бессмертие. Через 400 лет он находит возродившуюся возлюбленную, но их счастье оказывается под угрозой.

11 сентября на экраны российских кинотеатров выходит фильм Люка Бессона «Дракула». В основу ленты лёг одноимённый роман ирландского писателя Брэма Стокера. Центральные роли в картине исполнили Калеб Лэндри Джонс («Догмен», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), Кристоф Вальц («Бесславные ублюдки», «Джанго освобождённый») и Зои Блю.

Роман «Дракула» Брэма Стокера вышел в 1897 году. Легенды о вампирах к тому моменту были широко распространены в народном творчестве и уже проникли в литературу, однако именно книга Брэма Стокера способствовала их закреплению в популярной культуре. Роман неоднократно экранизировали, а Дракулу более 1,5 тысячи раз упоминали в своих произведениях другие авторы.

Писатель тщательно проработал историю, изучив румынские и ирландские легенды, и подробно описал особенности образа жизни вампиров: боязнь солнечного света, предметов религиозного культа и чеснока, а также их сверхспособности, которые включают превращение в животных. Некоторые зрелищные сцены менее мистического характера были взяты из реальной жизни.

Старые и знакомые

В англоязычном варианте фильм Люка Бессона озаглавлен «Дракула: история любви», и режиссёр действительно сосредоточился на романтической линии. По сюжету, князь Валахии Влад, граф Дракула (Калеб Лэндри Джонс), видит смысл жизни в любви и служении богу — в частности, борьбе против вторгшихся в его земли османов. Однако когда его жена Елизавета погибает, он совершает богохульство и отрекается от Всевышнего, пока тот не вернёт его возлюбленную. Так Дракула оказывается обречён на существование как бессмертный вампир.

400 лет спустя, в конце XIX века, князь встречает возродившуюся Елизавету в Париже в облике Мины (Зои Блю). Девушка ничего не помнит о прошлой жизни, однако чувствует себя чужой в современном мире. Помимо этого обстоятельства, положение влюблённых усугубляет нависшая над ними опасность: по следу Дракулы идёт баварский священник-учёный (Кристоф Вальц), который задался целью остановить вампира много лет назад. Этого персонажа можно считать крайне вольной интерпретацией образа Ван Хельсинга.

Кадр из фильма «Дракула» «Атмосфера кино»

В пользу любовной линии кинематографисты часто пренебрегают множеством других важных деталей. Например, они ограничиваются отрывочными сведениями о вампирах, что, возможно, оправдано популярностью этого образа в массовой культуре, а также поверхностным описанием биографии самого Дракулы.

Зрителю сообщается лишь, что Дракула может вновь стать смертным и даже спасти всех своих жертв, обращённых в вампиров, если искренне раскается. Это становится отправной точкой для дискуссии о природе религии и сути любви.

«Роман Стокера, по сути, представляет собой историю любви, хотя традиционно читателей больше захватывала его фантастическая и «кровожадная» сторона. Со временем Дракула стал мифическим монстром. Для меня же он, прежде всего, человек, который способен ждать 400 лет, чтобы вновь увидеть свою возлюбленную... В произведении герой превращается в летучую мышь, волка, крысу, туман. Мне показалось, что все эти сверхъестественные способности не делают его интереснее», —подчеркнул Люк Бессон.

Режиссёр также отметил, что начинал работу над сценарием без намерения снимать, однако история так захватила его, что он решил занять режиссёрское кресло.

Как рассказал Бессон в интервью порталу «Кинопоиск», ещё до начала работы над сценарием он знал, что главного героя сыграет Калеб Лэндри Джонс: после съёмок ленты «Догмен» режиссёру хотелось поработать с артистом вновь, и в ходе совместных поисков героя они остановились на знаменитом вампире.

«Когда я впервые прочитал сценарий, меня поразила необычайная мягкость героя — качество, которого обычно не ожидаешь от Дракулы. Именно эта черта придает его любовной истории магическое измерение, которое должно затронуть зрителей. В подходе Люка к романтической линии есть подлинная искренность, которой, на мой взгляд, не хватало прежним экранизациям романа. Потому что, даже если герой является сверхъестественным существом, в его чувствах должна быть правда», — отметил Калеб Лэндри Джонс.

Карнавал отсылок

В интервью порталу «Кинопоиск» Бессон подчеркнул, что задавался целю выразить личное видение этой истории, а не сделать коммерчески успешный продукт. И результат даёт понять, что режиссёр действительно исходит главным образом из своих предпочтений.

Повествование выглядит фрагментарно, сцена может разворачиваться очень неспешно — но, как только показано достаточно, режиссёр бросает её без плавного перехода к следующей. Чтобы держать зрителей в напряжении, Бессон умело чередует экшн и саспенс, находя этим приёмам неожиданное применение. Признание в любви может быть стремительным, как и побоище, зато зрителям предлагается вволю налюбоваться телесными, а затем душевными терзаниями Мины, замерев в ожидании их развязки.

У фильме нет единого жанра, а разнообразные сцены представляют собой калейдоскоп отсылок. Так, Бессон «вручает» Дракуле чудесные духи, и развёрнутая история их создания однозначно напоминает фильм Тома Тыквера «Парфюмер: История одного убийцы».

В других сценах очевидно влияние визуальной составляющей таких лент, как «Жанна Дюбарри» (тем более, что Дракула также оказывается во французском королевском дворе) и «Чарли и шоколадная фабрика» — к слову, в обеих снимался Джонни Депп, чьи манеры также несколько перенимает Калеб Лэндри Джонс. Повторяющийся эпизод с ружьём напоминает момент из «Игры престолов», и это впечатление подкрепляет эстетика условного средневековья в начале ленты.

Наконец, кровавая расправа над вампиршей выполнена в духе Тарантино, также известного сотрудничеством с Кристофом Вальцем.

Что не позволяет обвинить Бессона в плагиате, так это ироничное отношение к происходящему на экране. «Дракула» — не эпическое фэнтези сродни «Властелину колец», не психологический триллер с детальной проработкой характеров, и, что важно, лента не маскируется под эти жанры.

Кадр из фильма «Дракула» «Атмосфера кино»

Главный герой даже может выглядеть комично, когда подданные напоминают ему о государственном долге, или же когда он безуспешно пытается свести счёты с жизнью. Меланхоличное повествование внезапно прерывается музыкальным номером, появление которого объясняется лишь прихотью режиссёра. А охота вампира обставлена не как ужасное или трагическое зрелище, а в духе фарса.

С одной стороны Бессон воплотил свои причудливые задумки без оглядки на коммерческий успех и ожидания зрителей, а с другой — уместил в двухчасовой картине экскурс в яркие события кинематографа, которыми запомнилось начало XXI века. «Дракула» не заставляет трепетать от ужаса или глубоко сопереживать героям — в большей степени это зрелищный аттракцион, который будет интересен, прежде всего, любителям новейшей истории кино.

 

Читать в RT Russia
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'