Борьба за Газу становится борьбой за душу Израиля. Сегодня премьер-министр Нетаньяху воспринимает свою страну как Спарту. А Спарта в конце концов пала.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Как будто недостаточно того, что Газа горит, что ни один заложник не вернется живым. Беньямин Нетаньяху, человек, стоящий во главе всего этого, приносит их в жертву. Вопреки всем обещаниям, вопреки всем протестам родственников. Должно ли ему это сойти с рук?
Теперь премьер-министр хочет еще вдобавок ввергнуть страну в состояние изоляции; и если она последует его воинственным словам, это будет добровольная изоляция.
В мире Израиль и так уже в значительной степени одинок. Даже его друзья теряют терпение и доверие. Дональд Трамп, Фридрих Мерц уже начинают отворачиваться.
Тем не менее, Нетаньяху идет еще дальше: Израиль должен быть экономически независимым, самодостаточным, должен сам производить оружие, должен стать "супер-Спартой". Спарта! Воинственный город-государство в Древней Греции, народ которого с юности воспитывали в духе милитаризма.
Вот такая картина. В конце концов, Спарта все же пала. При всем при этом премьер-министр Нетаньяху — это не Леонид, царь Спарты, который со своими 300 спартанцами долго сопротивлялся тысячам персов при Фермопилах, вплоть до своей смерти.
Не благородный и уж тем более не герой
Нетаньяху делает то, что он делает, из благородных побуждений, но его нельзя назвать героем. Напротив, премьер-министр еще больше усугубляет чрезвычайное положение, в котором находятся израильтяне.
Если уж вспоминать историю, то есть ощущение, что мы вернулись в древность, в Масаду, в крепость на краю Иудейской пустыни.
Восстание против Рима означало конец более чем 1000-летнего присутствия евреев на своей родине, а также начало почти 2000-летнего странствования. Во время этого странствования евреи подвергались презрению, преследованиям и были почти полностью уничтожены. Сегодня евреи Израиля чувствуют себя осажденными, как и жители Масады.
Однако Масада, как и Израиль, символизирует евреев, которые не сдаются. Масада — это предупреждение о том, что евреи никогда больше не должны стоять перед выбором между лишением государственности и самоубийством. Эта ментальность особенно характерна для современного Израиля. Усугублять ее безответственно.
Пришло время политикам в центре Израиля объединиться с протестующим гражданским обществом. Речь идет о том, чтобы добиться смены правительства, изменений на вершине власти.
И все же сотни тысяч людей снова и снова выходят на улицы, чтобы продемонстрировать всем, что так больше продолжаться не может. Ради Израиля.