Стоп-машины: банки одобрили вдвое меньше кредитов на авто с пробегом

ИЗВЕСТИЯ 21 часов назад 4
Preview

Российские банки выдали вдвое меньше ссуд на авто с пробегом в этом сентябре — всего на 44 млрд рублей, выяснили «Известия». Дело в том, что финансовые организации не хотят брать такие машины в залог — их сложно продать из-за проблем с запчастями и обслуживанием. Для сравнения, на новые машины выдается почти втрое больше ссуд. Первичный авторынок тоже переживает не лучшие времена, но он поддерживается льготными программами и субсидиями от автопроизводителей. Как будет дальше развиваться вторичный сегмент — в материале «Известий».

Почему упали выдачи автокредитов на подержанные авто

Выдачи кредитов на подержанные авто в сентябре составили всего около 44 млрд рублей — это почти вдвое меньше, чем в этом же месяце годом ранее, выяснили «Известия». Вторичный рынок машин стагнирует по сравнению с первичным. Эксперты связывают ситуацию как с высокими ставками по ссудам, так и с тем, что банки чаще отказывают в выдаче кредита на старые автомобили.

По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), доля кредитов на машины с пробегом сейчас приближается к 20% при общем объеме выдач в 190 млрд рублей. Годом ранее показатель находился на уровне 40%, но уже сейчас на новые авто приходится подавляющее число выдач.

Рынок ссуд на подержанные авто в последние месяцы несколько оживился, но всё равно остается менее активным по сравнению с новыми машинами, уточнили в пресс-службе ассоциации «Российские автомобильные дилеры».

В сентябре выдачи кредитов на новые авто тоже снизились по сравнению с этим же месяцем прошлого года, но не так существенно — со 153,4 млрд до 146,3 млрд, подсчитали «Известия» на основе данных ОКБ. Таким образом, на новые машины выдается почти втрое больше ссуд, чем на старые.

Это объясняется как высокой ключевой ставкой, так и отсутствием субсидий на покупку старых машин, пояснил директор департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон» Андрей Игнатенко.

Разрыв между рынками новых и подержанных машин возник из-за господдержки этой отрасти, уточнил глава управления автокредитования Инго Банка Андрей Еременко. Продажи новых машин стимулируются льготными и субсидированными программами, что подталкивает спрос. Рынок подержанных авто таких мер не имеет и страдает от высоких ставок по кредитам.

Справка «Известий»

Программу льготного автокредитования продлили до конца 2026 года. Государство компенсирует 10–35% стоимости новой машины. В 2025-м скидки составят для семей с детьми до 25%, для медиков и педагогов — 15%, для участников СВО и их семей — 20%, для инвалидов — 25%. Помимо того, производители авто могут субсидировать ставку по кредитам на их машины.

Главный фактор падения спроса на машины с пробегом — дорогие кредиты, уточнил ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. Подержанные авто не участвуют в госпрограммах, и средняя ставка по ним за восемь месяцев 2025 года достигла 26,3% — на 5,7 п.п. выше, чем годом ранее. Для сравнения, по новым машинам ставки сейчас около 10%, что создает огромную разницу в переплате.

Из-за чего взять кредит на авто с пробегом стало тяжелее

— Сейчас банки стали гораздо более избирательны при выдаче кредитов под залог подержанных автомобилей. Вторичный рынок всегда был непрост для автокредитования, но сейчас ситуация ужесточилась, — подтвердили в пресс-службе ассоциации РОАД.

Для банков невыгодно брать в залог подержанные автомобили, поскольку чем старее машина — тем сложнее ее оценить, отметил начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин. Риск того, что долг по кредиту превысит стоимость машины, становится высоким, а при дефолте заемщика банк может потерять деньги. Кроме того, подержанные авто сложнее продать из-за износа и дорогого ремонта.

Падение спроса на авто с пробегом только усугубляет ситуацию, ведь из-за этого цены на них падают, уточнил Никита Кулагин. Это значит, что стоимость залогов по кредитам на машины с пробегом тоже снижается, а значит, банкам приходится увеличивать объем резервов под каждую такую ссуду. Чтобы снизить число таких случаев, банки отдают приоритет первичному авторынку.

Около 70% продаваемых с пробегом машин старше десяти лет, а 40% стоят дешевле 500 тыс. рублей, отметил ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. Высокий риск обесценивания и низкая ликвидность такого актива заставляют кредитные организации ужесточать требования и сокращать объемы выдач. Уровень одобрения таких заявок не превышает 25%.

Кроме того, в России снизилось предложение качественных подержанных автомобилей, добавил Андрей Еременко из Инго Банка. Из-за кризиса поставок новых машин в 2022–2023 годах резко сократился и поток свежих автомобилей с пробегом на вторичный рынок. Парк «молодых» подержанных автомобилей (1–3 года) истощился. Банки же с осторожностью относятся к кредитованию старых автомобилей (старше 7–10 лет) из-за высоких рисков.

Сейчас новые машины более привлекательны для кредитования, несмотря на рост расходов для потребителей, пояснил директор по развитию финансовых продуктов в «Сравни» Магомед Гамзаев. Их залог стабильнее, поэтому снижение выдачи ссуд на новые машины по сравнению с прошлым годом проходит мягче, чем резкий спад на вторичном рынке.

Как будет развиваться авторынок в 2025 году

На новые машины выдается больше ссуд, несмотря на будущий рост утильсбора. Россияне снова стремятся купить машины до их подорожания, отметил Игорь Расторгуев из AMarkets. Утильсбор — это одноразовый платеж, который государство взимает с покупателей автомобилей за переработку машин после их эксплуатации. Из-за него итоговая стоимость покупки может заметно вырасти.

С 1 декабря изменятся правила расчета утилизационного сбора: теперь будет учитываться и мощность автомобиля, уточнил глава аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев.

Льготы сохранятся только для машин до 160 л.с., включая многие «Лады», китайские кроссоверы и некоторые иномарки — их цена не вырастет. Для машин мощнее 160 л.с. сбор увеличится, что приведет к подорожанию таких авто.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'