Степная да степь: цифровизация деревень и аулов пошла не по плану

ИЗВЕСТИЯ 1 день назад 13
Preview

В эпоху цифровизации связь в малых населенных пунктах становится не просто удобством — это жизненно важный фактор сохранения социальной ткани и экономического развития страны. Однако проверка Счетной палаты (документ есть в распоряжении «Известий») выявила серьезные нарушения в расходовании бюджетных средств, направленных на обеспечение доступа к мобильной связи и интернету в малых сельских населенных пунктах России. «Известия» изучили, почему при многомиллиардном финансировании возникает цифровое неравенство и как проблему видят эксперты и государство.

Провал программы или системные упущения

Проверка Счетной палаты по предложению Совета Федерации охватила эффективность бюджетных расходов с 2021 по 2023 год в рамках универсальных услуг связи, которые Минцифры реализует с участием «Ростелекома». Эти услуги по закону предназначены для обеспечения мобильной и интернет-связи в населенных пунктах с численностью от 100 до 500 человек, «в которых отсутствуют иные источники связи».

Проверка показала, что на момент начала оказания услуг в 154 населенных пунктах число жителей не соответствовало установленному диапазону, а в 496 поселениях аналогичные услуги связи уже предоставлялись другими операторами. Таким образом, средства федерального бюджета на сумму около 3 млрд рублей были использованы с нарушением принципов, установленных законодательством.

— Основные причины выявленных нарушений — некачественное планирование и отсутствие надежного контроля со стороны Минцифры, а также несвоевременное и неполное выполнение обязательств «Ростелекомом», — рассказали «Известиям» в высшем органе внешнего госаудита. — В ряде случаев предусмотренные договором услуги были оказаны несвоевременно, при этом Минцифры не были приняты меры ответственности к «Ростелекому».

Также проверка выявила факты, свидетельствующие о низкой востребованности у населения точек доступа Wi‑Fi. В 1056 населенных пунктах отмечено нулевое или околонулевое значение потребления трафика и малое количество активных пользователей. Основные причины низкой востребованности — наличие сотовой связи в 96% населенных пунктов и ограниченность радиуса действия точек доступа Wi-Fi (около 100 м). Кроме того, в некоторых населенных пунктах точки доступа не работали в течение длительного времени — от одного до восьми месяцев.

Счетная палата предписала Минцифры и «Ростелекому» исправить нарушения и рекомендовала внести изменения в нормативы, усилить контроль и отключить неэффективные точки Wi-Fi, чтобы сократить ненужные расходы.

Справка «Известий»

Универсальные услуги связи — обеспечение государством связью населенных пунктов с малой численностью населения, в которых услуги связи не предоставляются из-за низкого коммерческого потенциала, с целью устранения цифрового неравенства на территории страны.

Позиция Минцифры

Минцифры в ответ на претензии Счетной палаты подчеркивает масштаб и успехи программы устранения цифрового неравенства. По словам ведомства, с 2020 года к интернету подключено более 8,5 тыс. малых населенных пунктов, и с 2025 года расширен охват за счет повышения верхней границы численности населения до 1 тыс. человек. При этом подтверждается, что данные по численности основаны на переписи, и снижение числа жителей не является поводом для демонтирования базовых станций, чтобы не оставить граждан без связи.

Минцифры указывает, что «перед установкой базовых станций обязательно проверяется наличие и качество покрытия в населенном пункте другими операторами, и если 25% территории не покрыто надлежащим образом, пункт включается в проект». Появление других операторов в течение срока действия проекта только приветствуется, несмотря на возможные финансовые трудности с демонтажом.

Отмечается также постепенное закрытие устаревших точек Wi-Fi в связи с переходом на базовые станции LTE: «их востребованность сокращается по мере обеспечения качественного покрытия мобильной связью». К середине 2025 года подключено более 6300 пунктов с использованием базовых станций, а план до 2030 года — довести число до 9242. «Реализация проекта способствует повышению качества жизни и развитию местного бизнеса», — подчеркнули в пресс-службе Минцифры.

«Известия» направляли запрос «Ростелекому» и крупным операторам связи — на момент публикации комментарии не поступили.

География, экономика и бюрократия

Эксперт Агентства стратегических инициатив (АСИ), сенатор Ольга Епифанова подчеркивает, что цифровое неравенство — комплексная проблема, связанная с географией и инфраструктурой огромной страны, где строительство и поддержка связи в труднодоступных регионах требуют огромных затрат и времени. По ее словам, «в отдаленных и труднодоступных регионах прокладка волоконно-оптических линий или установка вышек сотовой связи сопряжена с логистическими сложностями и высокими затратами».

— Кроме того, экономическая мотивация операторов низкая: частные компании стремятся к рентабельности и не заинтересованы вкладывать в малонаселенные перспективные территории, где окупаемость наступит нескоро, — говорит сенатор РФ. — Отдельно выделяются бюрократия и недостаточная координация между федеральными, региональными и муниципальными структурами, которые тормозят освоение средств.

Еще одной трудностью являются технологические ограничения в отдаленных поселениях: спутниковый интернет пока не обеспечивает стабильную высокую скорость, да и электропитание телеком-оборудования не во всех деревнях надежно, дополняет Епифанова.

Несмотря на это, государство предпринимает шаги для борьбы с неравенством — «ускоренное развитие спутникового интернета, субсидирование операторов и упрощение регуляторных процедур», отмечает сенатор.

Необходимы системный аудит и инновации

Позицию консалтингового сообщества выражает Анна Гуляева, заместитель гендиректора по аудиту МКПЦ. Она утверждает, что «выделение значительных бюджетных средств само по себе не гарантирует эффективного результата», а выявленные нарушения служат сигналом о «слабом планировании, недостаточном контроле и неустойчивой модели взаимодействия государства с операторами».

Гуляева предупреждает, что без точных метрик и жесткого аудита риски сохранятся.

— Даже при наличии финансирования появляются так называемые цифровые пустыни, то есть регионы с формальной инфраструктурой без реального качества, — указывает эксперт.

Решение видится во внедрении прозрачности, перераспределении ресурсов в пользу малых операторов с гибкими бизнес-моделями и использовании новых технологий. Это позволит действительно преодолеть цифровой разрыв, а не создавать видимость решения.

Эксперт РУДН Хаджимурад Белхароев обращает внимание на причины провалов — отсутствие контрольно-надзорных мероприятий и проблему монополизации. Когда единственный поставщик получает контракт без конкуренции, он зачастую не доводит работы до конца. Последствия — необходимость повторных затрат и нерешенные задачи.

Особое внимание уделяется контексту санкций, накладывающих ограничения на импорт оборудования и услуги IT-рынков, что увеличивает цены и осложняет закупки.

Белхароев подчеркивает, что необходимо «доводить начатое дело до конца и налаживать все необходимые коммуникации сельским жителям», чтобы предотвратить дальнейший отток населения и обеспечить устойчивое развитие.

Цифровой дефицит — угроза стабильности и развитию

Илья Мосягин из Института международных экономических связей подчеркивает социальную угрозу из-за цифрового неравенства.

— Молодежь действительно всегда стремилась в города — это общемировой тренд. Проблема в том, что отсутствие качественной цифровой инфраструктуры эту тенденцию усугубляет, — заключает он.

Без интернета «села теряют не просто молодежь, а самую активную и образованную ее часть, а также врачей, учителей, IT-специалистов». Мосягин предупреждает, что любой технический прорыв, например спутниковый интернет, «должен сопровождаться радикальным усилением контроля за исполнением контрактов и аудитом реальной пользы, а не просто отчетами».

Иван Мартьянов из ассоциации «Народный фермер» связывает цифровую проблему с острой нехваткой квалифицированных кадров в сельском хозяйстве: «80% сельхозпроизводителей испытывают нехватку специалистов». Он отмечает востребованные профессии: операторы машинного доения, зоотехники, ветеринары и др. Ассоциация активно популяризирует сельские профессии через агроклассы и агрохакатоны, привлекая молодежь и меняя отношение к жизни на селе.

Реализация таких проектов, по словам Мартьянова, является частью комплексного решения кадрового и цифрового дефицита.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'