Стало очевидно: Запад просто бздит. На помощь Украине уже никто не придет

ИноСМИ 2 часов назад 5
Preview

Можно сказать, что Макс Вебер олицетворял собой образ культурного интеллектуала конца 19-го и начала 20-го веков. Немецкий социолог прославился благодаря эссе “Протестантская этика и дух капитализма”, в котором объяснил, почему протестантские страны в тот период превзошли другие. Когда разразилась Первая мировая война, Веберу было 50 лет. Немецкий историк Голо Манн, младший сын Томаса Манна, включил показательный комментарий Вебера в свою книгу “История Германии с 1789 года”. Он объясняет, как легко мы втягиваемся в войны:

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

“Макс Вебер, которого мы привыкли считать суровым и меланхоличным реалистом, взахлеб писал об этой “великой и славной” войне — о том, как он счастлив быть ее современником, и в то же время как ему горько оттого, что возраст помешал ему отправиться в окопы”, — отметил Манн.

Судя по всему, Вебер, как и многие его земляки-современники, поддержавшие войну, даже не предполагали, что она может обернуться против всех их ожиданий.

Мне кажется, сегодняшняя Европа оказалась в схожем положении. Как и Вебер, многие интеллектуалы и политики современности немало воодушевлены перспективой войны с Россией. Один из самых ярых сторонников военного вмешательства Запада — историк Тимоти Снайдер, бывший сотрудник Йельского университета, а ныне Университета Торонто. В 2023 году он заявил: “Русские должны быть побеждены точно так же, как в свое время были побеждены немцы”.

Европейские политики тоже одержимы идеей борьбы с русскими. Один из них — президент Финляндии Александр Стубб. Я знал его по работе в Брюсселе, еще скромным депутатом Европарламента, воплощением спокойного и трезвого северянина. Однако на прошлой неделе он заявил, что гарантии безопасности для Украины неизменно подразумевают готовность стран-гарантов воевать с русскими.

Я ни в коем случае не преуменьшаю угрозу безопасности, исходящую от Владимира Путина. Вторжение российских истребителей в воздушное пространство Эстонии — несомненный и неприемлемый акт агрессии (Минобороны России сообщило, что три истребителя МиГ-31 19 сентября совершили плановый перелет из Карелии на аэродром в Калининградскую область. Полет проходил в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, не нарушая границ других государств, что подтверждено средствами объективного контроля. – Прим. ИноСМИ). НАТО имеет полное право сбивать их и должно со всей решимостью заявить, что именно это и произойдет в следующий раз. Но защита собственного альянса — отнюдь не то же самое, что опосредованная война на Украине, которая даже не входит в НАТО.

Холодная война была периодом относительной стабильности не только из-за стремления к равновесию сил, но и потому, что политики, пережившие ужасы Второй мировой войны, хотели обеспечить мир. Большинство представителей того поколения уже отошли в мир иной. Как и Вебер, сегодняшние европейские элиты упустили свою “славную” и победоносную войну. Разница в том, что они предпочли бы, чтобы за них сражались другие.

Вероятность перерастания холодной войны в “горячую” достаточно велика, чтобы отнестись к ней серьезно. Помимо общей воинственности, главный риск сегодня заключается в том, что мы, подобно немцам в 1914 году, недооцениваем противника. Путин и сам недооценил отклик Запада на его спецоперацию и стойкость украинской армии. Но превратные суждения Запада оказались более навязчивы.

И главное из этих ошибочных ожиданий в том, что российская экономика слаба и в итоге прогнется под нажимом Запада. Эта ошибка имеет несколько уровней. Все началось со статистической лжи — будто Россия более чем скромная экономика. Если измерять ее размер по годовому объему производства в долларах, это действительно так. Если в долларах, то к началу конфликта российская экономика была размером с испанскую. Но это не лучший способ судить о возможностях страны в военное время. Что действительно имеет значение, так это покупательная способность денег — например, сколько танков они смогут на них приобрести. И вот ответ: намного больше, чем мы.

Если же измерять экономику на основе покупательной способности, то картина вырисовывается совершенно иная, чем та, которую предлагает наша самодовольная статистика. По данным Всемирного банка, крупнейшая экономика мира на сегодняшний день по этому параметру — Китай. (Паритет покупательной способности учитывает, что товары в одних странах доступнее, чем в других.) На втором месте идут США. За ними следуют Индия и Россия. Крупнейшая из европейских стран, Германия, занимает лишь шестое место.

По этому показателю выходит, что десять членов блока БРИКС, куда входят Китай и Россия, обгоняют США, Западную Европу и Японию вместе взятых. Воистину: мы снова живем в двухполюсном мире. Возглавляют оба лагеря США и Китай. Мы больше не командуем парадом, даже если нам по-прежнему кажется, что это так. Со временем противник нас обгонит, потому что растет быстрее.

С начала боевых Россия обгоняет все страны “Семерки”.Британский экономист Джон Мейнард Кейнс не удивился бы — ведь это классический кейнсианский эффект военной экономики. Великобритания испытала его во время Второй мировой. Путин также перевел российскую экономику на военные рельсы.

Я подчеркиваю эти экономические факты, потому что именно они будут определять объективную реальность на Украине в дальнейшем. Это деньги, на которые приобретается оружие. На Украине они закончились. На сегодняшний день США предоставили Украине в общей сложности 115 миллиардов евро — на порядок больше Германии (21,3 миллиарда) и Франции (7,56 миллиарда). Без США война европейцам не по карману. Для этого им придется занимать деньги.

Еще вариант — изъять замороженные в Европе российские активы на сумму 210 миллиардов евро. Ранее Германия, Франция, Бельгия и Европейский центральный банк выступали против захвата активов — по разным причинам. Основная часть средств находится на территории Бельгии. Деньги находятся в хранилищах Euroclear, крупного финансового депозитария со штаб-квартирой в Брюсселе. Раскошеливаться на компенсацию, если Россия одержит верх в коммерческом суде, предстоит Франции и Германии. ЕЦБ считает изъятие активов незаконным — кроме того, это нанесет непоправимый ущерб репутации Европы как финансового центра. В обычных обстоятельствах идти на такие риски для ЕС было бы сущим безумием, но если она хочет и дальше поддерживать Украину, это единственный финансовый инструмент в их распоряжении. Недавно Европейская комиссия предложила разморозить средства для дальнейшего использования, и есть шанс, что до этого дойдет.

Что же дальше? Даже если оставить в стороне сложные технические и юридические вопросы, перед ЕС встанет проблема, похожая на знаменитую издевку над социализмом из уст Маргарет Тэтчер: рано или поздно у них закончатся чужие деньги. Опрометчиво рассчитывать, что этих 200 миллиардов евро нам хватит, чтобы продержаться до тех пор, пока Дональд Трамп не покинет свой пост, когда его сменит демократ, который с радостью выпишет новый чек на предъявителя. Канцлер Германии Фридрих Мерц недавно заявил, что конфликт закончится, лишь когда Россия будет экономически истощена. Такова стратегия Запада.

Но наши санкции не смогли подорвать российскую экономику. Вспомните, как Эйнштейн метко назвал безумством повторение одних и тех же действий в расчете на иной результат. На данный момент ЕС принял против России уже 18 пакетов санкций. В настоящее время готовится девятнадцатый.

В российской экономике действительно наблюдаются некоторые признаки напряжения. Глава Центрального банка Эльвира Набиуллина ранее в этом году признала, что российской экономике удалось добиться роста благодаря доступным ресурсам, рабочей силе, национализированным промышленным мощностям и ликвидным активам из Фонда национального благосостояния страны. По ее словам, эти ресурсы практически исчерпаны. И это замечание адресовалось не Западу, а Путину. Ему предстоит изыскать новые ресурсы. Заметим, как и Западу.

Однако у России есть то, чего нет у Украины. Китай — лучший союзник России, чем США — Украине. Западные неоконсерваторы продолжают недооценивать всю глубину китайско-российского альянса, который стал плодом опрометчивой внешней политики США на протяжении последнего десятилетия. Введя санкции и пошлины против обеих стран, США в итоге выковали между ними стратегический альянс. Между тем при Трампе США отстранились от Украины гораздо дальше, чем при Байдене.

Еще одна ошибочная предпосылка западных санкций в том, что Россия и Китай зависят от западных технологий вроде полупроводниковых чипов. К вящему удивлению администрации Байдена, Китаю удалось создать высокопроизводительные чипы самостоятельно. Более того, на прошлой неделе Китай перетянул чашу весов и ввел запрет на импорт чипов Nvidia.

Более того, противнику есть чем ответить и на изъятие замороженных активов на сумму свыше 200 миллиардов евро, которые могут пойти на кредиты Украине. Китай может предоставить России кредит под залог западных активов у себя в стране или под получение юридической компенсации, на которую Россия может получить право в дальнейшем. Крайне наивно полагать, что Запад — меньший из полюсов нашего двухполюсного мира — одолеет больший.

Превратная оценка масштаба и количества — вот что превращает региональные войны в мировые. Наша армия борзописцев в “Твиттере” и охочих до войны западных интеллектуалов — во многом последователи Макса Вебера. И они не оставляют у меня никаких сомнений в том, что эта “славная война” пользуется широкой поддержкой — как и более века назад.

Вольфганг Мюнхау — директор Eurointelligence и обозреватель UnHerd

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'