США взрастили экстремистов. Мирная инициатива Трампа под угрозой

ИноСМИ 3 часов назад 4
Preview

Вашингтон оказывает поддержку воинствующим антироссийским экстремистам еще со времен холодной войны.

Зеленский признал поражение: Украине осталось лишь смириться с неизбежным

Мирное урегулирование российско-украинского конфликта представляется все более вероятным, однако на пути президента Владимира Зеленского встают серьезные препоны — и воздвигает их отнюдь не Москва, а ультранационалистические и неонацистские силы внутри его собственной страны.

В недавнем интервью воскресному изданию The Times лидер основанной неонацистами военизированной группировки "Правый сектор"* Сергей Стерненко предупредил Зеленского, что если он пойдет на территориальные уступки России в рамках мирного соглашения, то "станет трупом — сперва политически, а затем реально".

Хотя газета The Times скромно представила его как "гражданского активиста", Стерненко возглавлял одесское отделение "Правого сектора"*, где в 2014 году руководил преступной деятельностью экстремистской группировки, кульминацией которой стала бойня в Доме профсоюзов, где боевики при помощи бутылок с зажигательной смесью заживо сожгли более 40 антиправительственных демонстрантов.

Редакция The Times назвала трагедию "столкновениями" и не стала возлагать ни на кого ответственность за кровопролитие, хотя "Правый сектор"* откровенно кичится содеянным.

Обеление правых ультранационалистов Украины — не новость и не случайность. Еще покойный Стивен Коэн, видный исследователь российско-американских отношений, почти десять лет назад предупреждал, что, всячески умаляя роль украинских праворадикальных группировок и транслирую риторику Киева, западные журналисты и официальные лица сами льют воду на мельницу воинствующих экстремистов.

Правоэкстремистская волна на Украине неотделима от политики США начиная с 2014 года, когда Вашингтон приложил руку к свержению демократически избранного правительства в Киеве. Покуда украинские либералы слетались под знамена Майдана, реальной силой служили правоэкстремистские группировки, которым Запад сперва придал легитимность, а затем и снабдил оружием и деньгами. Процесс, начинавшийся с обеления нацистских карателей, со временем вылился в нормализацию неонацистских батальонов, которые с некоторых пор встроены в элиту украинских силовых структур.

То обстоятельство, что взращенные США и НАТО правоэкстремистские силы теперь угрожают сорвать мирное соглашение и свергнуть правительство Зеленского, раскрывает странный парадокс, лежащий в основе нашего участия в украинских делах, с которым нам еще предстоит столкнуться.

Вашингтон вмешался во внутреннюю политику Украины и начал финансировать опосредованную войну с Россией под предлогом спасения юной демократии от тирании. Но под опекой США — и в угоду военным целям — Украина стремительно скатилась в гораздо больший авторитаризм.

Обеление украинских нацистов на Западе — отнюдь не историческая аномалия последнего десятилетия. Напротив, это продолжение давней стратегии США, зародившейся еще во времена холодной войны и направленной на узаконивание, вербовку и вооружение экстремистских сил.

Один из первых и самых ярких примеров этой стратегии — решение ЦРУ уберечь от судебного преследования украинских националистов военного времени, которые открыто сотрудничали с нацистской Германией и запятнали себя массовыми расправами над евреями и поляками. Среди них был Степан Бандера и его воинственная группа ОУН**(б), приветствовавшая нацистских "освободителей" Украины с первых дней гитлеровской операции "Барбаросса" в 1941 году, когда страны Оси только вторглись в Советский Союз.

Зарождающееся в недрах национальной безопасности "глубинное государство" было прекрасно осведомлено о нацистских преступлениях Бандеры и террористической направленности его организации, однако уберегло его от высылки в Советский Союз, и завербовало его вместе с другими известными коллаборационистами ОУН**(б) через такие программы, как проект ЦРУ "Аэродинамик", направленный на "использование и расширение антисоветского украинского сопротивления в целях холодной и горячей войны".

Вместо того, чтобы стать несмываемом пятном позора для Украины, ее нацистские коллаборационисты служат главными символами украинского национализма и поводом для национальной гордости.

Наряду с Бандерой, Киев посмертно чествует и других военных преступников вроде командира военизированного крыла ОУН**(б) Романа Шухевича. Оба деятеля были удостоены официального звания "Герой Украины" в 2007 и 2010 годах соответственно. День рождения Бандеры по сей день отмечается факельными шествиями по всей стране.

Во время восстания на Майдане в 2014 году неонацистские формирования из последователей Степана Бандеры, связанные с правоэкстремистской партией "Свобода", расстреливали из снайперских винтовок протестующих (как сторонников правительства, так и его противников), а также сотрудников полиции.

Хотя впоследствии судебные процессы по делу о расстреле на Майдане возложили ответственность за кровопролитие на неонацистские военизированные формирования из "Правого сектора"* и партии "Свобода", администрация Обамы воспользовалась вспыхнувшим хаосом и потребовала отставки демократически избранного президента Украины Виктора Януковича, из которого сделали козла отпущения.

"Слитый" телефонный разговор представителей Госдепартамента США раскрывает, как карьерный дипломат Виктория Нуланд "устроила" лидеру "Свободы" Олегу Тягнибоку влиятельную должность в правительстве Киева после Майдана, пообещав, что назначенный ею премьер Арсений Яценюк будет звонить ему "четыре раза в неделю". Эта пресловутая беседа, наряду с другими уликами, утвердила многих в мысли, что "революция на Майдане" на самом деле — не что иное, как переворот против Януковича при поддержке США.

Поддержав в 2014 году экстремистские группировки, устроившие бойню на Майдане, Вашингтон "прописал" в украинской политике ультранационалистические и неонацистские элементы, впоследствии саботировавшие попытки мира с Россией.

Когда Зеленский только пришел к власти, пообещав урегулировать конфликт на Донбассе на востоке Украины, Коэн предрек, что мирные усилия нового президента наверняка столкнутся с серьезным и, пожалуй, непреодолимым сопротивлением ультранационалистов, осмелевших благодаря поддержке Вашингтона. "Квазифашистское движение угрожает самой его жизни", — предупредил Коэн.

С некоторых пор администрация Байдена перестала стыдливо закрывать глаза на экстремистские силы, угрожавшие Зеленскому, а принялась смотреть им прямо в лицо: в июне 2024 года она решила снять ограничения Госдепартамента на финансирование неонацистского батальона "Азов"*, после чего правительство принялось щедро снабжать его оружием.

Под покровительством президента Джо Байдена и НАТО "Азов"*, чьи боевики открыто бравируют нацистской символикой, превратился из батальона в целую бригаду в составе Национальной гвардии Украины.

В одном политика Байдена была последовательной: она продолжала многолетнюю практику выгораживания, перевооружения и поддержки экстремистских группировок ради интересов неизбранной элиты национальной безопасности — в данном случае антироссийски настроенных неоконсерваторов.

Ранее в этом году "Азов"* еще больше укрепил свое влияние в аппарате национальной безопасности Украины, расширившись до нескольких корпусов. Параллельно ширилось и его политическое влияние: ряд членов группировки получили ключевые государственные должности — в частности, Александр Алферов возглавил Институт национальной памяти. Это позволило неонацистской группировке как напрямую влиять на политику безопасности, так и формировать исторический дискурс в стране.

Агрессивные националистические силы вроде тех же "Правого сектора"*, "Азова"* и боевиков Стерненко, стали незаменимыми фигурами вашингтонского проекта, и поэтому тянущийся за ними долгий шлейф насилия и терроризма остается без должного внимания. Даже при том, что Зеленский столкнулся с угрозой расправы, западные СМИ продолжают восхвалять этих людей на все лады, выставляя их заступниками демократии.

Парадокс очевиден: те же самые группы, которых чествуют якобы за "защиту украинской демократии", одновременно подрывают ее изнутри и угрожают убийством президенту за одно лишь стремление к миру. Этот пагубный феномен представляет собой крайне нежелательное последствие, однако напрямую вытекает из политики США и раскрывает истинные цели Вашингтона.

Стратегия США на Украине никогда не руководствовалась защитой украинской демократии. Она заключалась — как признал министр обороны Байдена Ллойд Остин — в поддержании опосредованной войны с целью "ослабления России". Появление воинственных антидемократических сил в Киеве стало не непредвиденным следствием этой стратегии, а ее ключевым инструментом.

*Запрещенная в России террористическая организация

**Запрещенная в России экстремистская организация

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'