Посмотрите на фотографии, занявшие первые полосы мировых СМИ на этой неделе. Они ярко иллюстрируют провал внешней политики президента Дональда Трампа.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Наибольшее внимание привлекли фотографии грандиозного военного парада в Китае и трех лидеров: Си Цзиньпина, Владимира Путина и Ким Чен Ына, идущих бок о бок. Таких кадров следовало ожидать — они напоминают о том, что Запад сталкивается с решительными противниками, миссия которых — разрушение международного порядка, возглавляемого Западом.
Удивление вызвали фотографии, сделанные за несколько дней до этого, когда на встрече ШОС присутствовали лидеры Индии, Турции, Вьетнама, Египта и других стран. Обычно считалось, что все эти региональные державы более близки к Вашингтону, чем к Пекину. Но удушающая комбинация пошлин, враждебной риторики и идеологических требований отталкивает многие ключевые государства мира от США и приближает их к Китаю. Это, возможно, главный "автогол" в современной внешней политике.
Вспомним БРИКС, группу стран, которая изначально должна была представлять крупные развивающиеся рынки будущего — Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку — а теперь включает в себя и другие государства. Три страны, составляющие ядро БРИКС — Бразилия, Индия и Южная Африка — обычно сопротивлялись попыткам России и Китая превратить организацию в антиамериканское объединение. На протяжении десятилетий Вашингтон налаживал связи с этими тремя странами, каждая из которых является лидером в своем регионе, чтобы обеспечить их благосклонное отношение к США по мере их роста и укрепления позиций.
Тем не менее, в отношении этих ключевых государств Трамп проявил крайне жесткую риторику и агрессивную политику. Он ввел самые высокие пошлины на импорт из Индии. Он наказал Бразилию столь же высокими ставками и ввел санкции и визовые ограничения в отношении бразильских чиновников. Южная Африка столкнулась с пошлинами в размере 30-ти процентов, полным прекращением иностранной помощи и потенциальными санкциями в отношении правительственных чиновников.
"Макрон втягивает нас в войну". Французов переполошило предостережение Путина
Правительства и население этих стран возмущены таким отношением. Индия раньше была преимущественно проамериканской страной. Теперь она быстро склоняется к глубокому недоверию к Вашингтону. В Бразилии до сих пор слабеющие позиции президента Луиса Инасиу Лулы да Сильвы в опросах общественного мнения улучшились, поскольку он противостоит запугиванию Трампа. Президент Южной Африки Сирил Рамафоса укрепил свой авторитет, вежливо ответив на угрозы Трампа из Овального кабинета.
У этих изменений в политике нет стратегического обоснования. Трамп наказывает Бразилию за то, что независимые суды этой страны привлекают к ответственности идеологического соратника Трампа, Жаира Болсонару, за его попытки отвергнуть результаты свободных и справедливых выборов. Южная Африка подвергается гневу Трампа из-за закона о земельной реформе, который призван устранить колоссальное неравенство в земельной собственности и богатстве, вызванное десятилетиями апартеида. Такие причины не имеют ничего общего с восстановлением производственной базы Америки или сокращением торгового дефицита. На самом деле у США профицит торгового баланса с Бразилией.
Пока Вашингтон отталкивает эти страны, Китай пытается с ними сблизиться. Совместно с Бразилией был разработан план по созданию революционной железнодорожной сети, соединяющей атлантическое побережье Бразилии с тихоокеанским побережьем Перу. Си Цзиньпин сумел убедить премьер-министра Индии Нарендру Моди посетить Китай впервые за семь лет. КНР привлекает Южную Африку торговлей и помощью, а общественное мнение в этой стране стало весьма благосклонным к Пекину.
Нам часто говорят, что Трамп любит говорить жестко, чтобы добиться лучших условий. Но его политика приносит ощутимую боль и страдания — люди теряют работу, и многие вновь погружаются в нищету. Поэтому даже если эти соглашения будут пересмотрены и условия станут менее жесткими, прошлое всегда будет напоминать о себе. Страны будут знать, что Вашингтон может обращаться с ним, как он делал это раньше, и они захотят подстраховаться и сохранить прочные связи с Китаем и Россией на всякий случай.
Американская внешняя политика в наши дни представляет собой набор случайных оскорблений, унижений и идеологических навязчивых идей одного человека. Трамп, как правило, любит небольшие страны, которые он может запугивать, или идеологических единомышленников, которые подлизываются к нему. Ему не нравится иметь дело с большими, беспорядочными демократиями, имеющими свою внутреннюю динамику, гордость и национальные интересы. Так Америка под руководством Трампа подружилась со странной группой сильных лидеров в Сальвадоре, Венгрии, Пакистане и монархиях Персидского залива. Она расходится с демократиями Индии, Бразилии, Южной Африки, Мексики, Канады и большей части Европы. Имеет ли это какой-то смысл?
Шутить больше нельзя: полиция мыслей кошмарит британцев за юмор
Наблюдая за происходящим на этой неделе, разгневанный Трамп в социальных сетях ворчал, что Китай, Россия и Северная Корея замышляют заговор против Соединенных Штатов. Но если учесть последствия его политики, то, возможно, было бы более правильным задаться вопросом, почему сам президент в последние месяцы иногда, кажется, подрывает интересы и ценности США.