Текущий сезон стал восьмидесятым в истории отечественного хоккея. KHL.ru продолжает цикл материалов, рассказывающих о каждом чемпионате страны.
Если первый чемпионат СССР по канадскому хоккею был экспериментальным, второй получился полноценным. Несмотря на отсутствие искусственного льда, нехватку инвентаря и послевоенную разруху. Многие проблемы решались силами энтузиастов на местах.
Пожалуй, самым важным новшеством стало резкое увеличение количества участников и деление их на дивизионы. Если в первом чемпионате приняли участие 12 команд, две из которых не доиграли до конца даже предварительный трёхматчевый этап, то во втором — уже 26, разделённые на два класса. Десять в классе «А» разыграли титул чемпиона СССР, остальные 16 в классе «Б» сражались за единственную путевку в элиту. Кроме того, было организовано первенство РСФСР в трёх зонах (центральной, поволжской и уральской), где выступали ещё восемь команд.
Резко увеличить количество участников в новом виде спорта стало возможным лишь благодаря системе спортобществ, которые имелись при каждом предприятии и организации. По большей части спортивное начальство просто поручило начать играть «в шайбу». И на местах с этой задачей справились, но, разумеется, не все. К примеру, в Уральской зоне первенства РСФСР чемпионами стали динамовцы из Молотова (Пермь), поскольку остальные команды просто не явились на турнир. Однако в целом по СССР задача была выполнена, в канадский хоккей стали играть многие.
Нехватку инвентаря решали оригинально: его предлагалось производить своими силами. И это предложение было поддержано, ниже одна из характерных заметок из газет того времени, «Советский Спорт» №7 от 1947 года:
«ВИННИЦА. В парке культуры им. Горького залит каток для игры в канадский хоккей. Клюшки, шайбы изготовляет местная артель промкооперации».
Помимо прочего в газетах выходили руководства по самостоятельному изготовлению хоккейных бортов и ворот с подробными чертежами.
Ещё одно новшество второго сезона — изменение правил. Благодаря этому хоккей стал уже гораздо больше походить современный. Длительность периода возросла с 15 до 20 минут, ввели выход из зоны через пас (до этого нельзя было передавать шайбу через линию), разрешили подыгрывать себе шайбу ногой. Но самое интересное — согласно изменениям в правилах, чемпионат СССР сезона 1947/1948 игрался на площадках размером 26 на 56 метров. Сейчас таких параметров не существует, но наиболее близки они к канадскому варианту.
С регламентом чемпионата решили не мудрить и списали его с футбола: турнир в обоих классах проводился в два круга. Важным дополнением стал запрет совмещения выступлений в русском и канадском хоккее. Поскольку «шайба» семимильными шагами набирала популярность, это привело к массовому оттоку игроков из «мяча». С другой стороны, архангельский «Водник» сделал иной выбор и превратился в гранда русского хоккея.
Перед началом сезона были проведены первые заметные трансферы: бывший тренер ЦДКА Павел Коротков возглавил ВВС, который покинули братья Тарасовы — Юрий перешел в «Спартак», Анатолий в ЦДКА. Факт, что Анатолий сразу же стал в ЦДКА играющим тренером, строго говоря, большого значения не имеет: после ухода Короткова требовалось внести в заявку кого-то другого, ну и внесли Тарасова — как рассказывают, потому что так решил самый авторитетный армеец, Всеволод Бобров. Гораздо более значим другой факт — что именно Анатолий Тарасов в соавторстве с одним из главных популяризаторов хоккея Сергеем Савиным за неделю до старта чемпионата опубликовал в «Советском спорте» первый теоретическй материал, досконально знакомящий читателей с «шайбой».
Чемпионат начался 17 декабря 1947 года и продлился до 15 февраля 1948. Насколько известно, турнир прошёл без сюрпризов, повезло с погодой и все матчи были сыграны там, где и были запланированы. Интриги не получилось, московские армейцы в 18 матчах одержали 16 побед (плюс ничья и поражение) и стали чемпионами СССР. Гигантский вклад в успех ЦДКА внёс Бобров. Если в первом сезоне он из-за травмы не смог проявить себя полностью, то во втором забросил 52 шайбы, то есть в среднем по 2,88 за игру. Московские «Спартак» и «Динамо» заняли второе и третье место соответственно. Худшей командой класса «А» стал каунасский «Спартак», он и вылетел.
Интереснее развернулась борьба в классе «Б». За единственную путёвку выше боролись челябинский «Дзержинец», ленинградский СКИФ, свердловское «Динамо» и московский «Буревестник». К последнему туру москвичи потеряли все шансы и играли против свердловчан. Тем для первого места была необходима победа с разностью больше двух шайб. Достичь этого результата они не смогли, и путёвку в класс «А» получил «Дзержинец» (сейчас это «Трактор»), за который играл москвич Николай Эпштейн. Согласно рассказу самого Николая Семёновича, именно он перед последним туром «договорился» с земляками из «Буревестника», чтобы они упёрлись и не пропустили много от «Динамо».
Тремя звёздами сезона стоит признать первую тройку ЦДКА — Всеволода Боброва, Анатолия Тарасова и Евгения Бабича. Про феноменальные 52 шайбы Боброва уже сказано выше, Тарасов добавил к ним 23, а Бабич — 22. То есть это звено в общей сложности забросило 97 шайб, а все остальные армейцы, вместе взятые — всего 11. Остальных, правда, было немного — играли тогда в две или даже полторы пятёрки, и первая проводила на льду львиную долю времени. Но всё равно почти девятикратное превосходство — это вклад в победу, который невозможно переоценить.
С окончанием чемпионата страны хоккейный сезон 1947/1948 в СССР не завершился. В феврале 1948 года прошли первые международные матчи с действительно сильными соперниками. В Москву приехала пражская команда ЛТЦ, в составе которой было 12 игроков сборной Чехословакии. Которая в 1947 году впервые стала чемпионом мира, а годом спустя серебряным призёром олимпиады. Первоначально чехословаки должны были провести две тренировочные игры без зрителей против сборных Москвы. В обоих матчах гости уверенно победили, и согласились сыграть ещё три, уже при зрителях. И это для них оказалось уже сложнее — сборная Москвы выиграла 6:3, ещё раз уступила 3:5, и последнюю встречу свела вничью 2:2. Очевидно, что наши спортсмены усваивали новый вид спорта прямо на ходу, с какой-то невероятной скоростью обучаемости. Капитан ЛТЦ Владимир Забродский дал советскому хоккею, делавшему первые шаги, следующую оценку:
«Я заявляю, что уже сейчас московские хоккеисты представляют грозную силу. По быстроте бега на коньках они не имеют равных. Им только ещё нужно поработать над техникой, использовать игру корпусом. Не сомневаюсь, что через год-два советская команда может стать сильнейшей в мире. Такие игроки, как Бобров, Тарасов, Блинков, уже сейчас – законченные мастера...»