В феврале 2025-го фигуристки Мария и Елизавета Козловские рассказали о насилии со стороны тренеров: Ивана и Светланы Калистратовых, которые работают в частной московской школе «Лидер».
Калистратовы и их адвокат Андрей Князев отвергли обвинения.
— Как вы в принципе познакомились с Козловскими? У вас были нормальные отношения?
Иван: — С самого начала и до ухода — прекрасные. Даже после — они приходили, приводили Лизу и Машу, мы общались. Для нас их интервью — шок. Ко мне обратилась Елена Тараненко года два назад, общая знакомая. Она предложила мне взять их, но сказала, что нужно подтянуть дисциплину, у детей с этим были сложности. Я приходил посмотреть их тренировки — Маша была более старательная, Лиза вообще не воспринимала тренера, могла просто убежать со льда.
Мы познакомились, провели тренировку. Я предупредил, что родители у нас на трибунах, а не у бортика, который закрывается, чтобы дети не отвлекались, а родители не мешали процессу. На мои условия согласились, родители признавали, что Лиза избалована. Я предлагал им вводить ограничения дома, улучшать дисциплину. Со временем девочки стали спокойнее. Короче, мы включились в работу.
Недели через две папа приходит с идеей: «Можно мы будем вести YouTube-блог?» Я был не против — а что, интересно. Если не мешает тренировочному процессу — снимайте.
— Жалеете?
Иван: — Нет. Ролики были добрые, девчонкам самим нравилось развиваться как блогерам. Мы отмечали 1000 подписчиков и так далее.
Светлана: — Иван Борисович даже участвовал, что-то рассказывал. Но потом они начали писать сценарии для видео. С этого все и началось.
Андрей: — Постепенно, как мы понимаем, этот процесс стал гипертрофироваться, то есть процесс съемок стал первоочередным относительно тренировок. Для развития блога и известности им нужен был конфликт. А тренеры не соглашались на это, поскольку для Ивана и Светланы обучение и тренировки превыше всего этого блогерства.
Да, ребята им иногда подыгрывали, но никогда не переходили грань разумного. Между тем, как мы сейчас понимаем, Козловским нужно было все больше и больше.
— Можете описать, как это происходило?
Светлана: — Например, видео, на котором я якобы бью Лизу чехлом. Была постановочная сцена, на самом деле никакого насилия и тому подобного не было. Снимали этот ролик сами родители.
Потому что к нам в какой-то момент подошел папа и показал историю Мирославы Лебедевой, которая стала известна после жестокого обращения отца. Он предложил — нам тоже нужен хайп, нужно увеличивать просмотры и охваты, давайте снимем похожее. Я не знаю, выпустили они в итоге, удалили уже, может.
— Зафиксируем — вам сказали «ударьте нашего ребенка ради хайпа»?
Светлана: — Нет, ребенка мы не били и никогда такого себе не позволили бы. Снималось раз 10 дублей видео вращения Лизы — я ругаюсь в шутку, она падает. А потом, мол, на 10-й раз, после указания на ошибки чехлом, у нее все получилось. Такая поучительная история. Это сценарий видео, предложенный родителями.
Андрей: — Еще одно видео с участием семьи Козловских, которое попало в Сеть, — где мама кричит на своего ребенка. Если это инсценировка — оно требует одной оценки, если все на самом деле, наверное, стоит задать вопрос органам опеки, насколько надлежащим образом родители исполняют свои обязанности.
Еще в одном ролике на YouTube-канале дети в легкой одежде посреди ночи занимаются фигурным катанием во дворе. Странное занятие, если на то нет необходимости. Может быть, такие видео делаются тоже с целью охватов?
Ни Иван, ни Светлана в съемках этих роликов участия не принимали и узнали о них сами из сети Интернет. Поэтому у нас и вызвало недоумение интервью семьи Козловских, ведь все ролики снимались ими самими. Как мы сейчас понимаем, ради, что называется, хайпа, – рассказали Калистратовы и Князев.