В декабре ISU допустил российских фигуристов к участию в отборе на Олимпиаду-2026.
— Процесс постановки олимпийских программ в вашей группе — это какой-то коллективный разум и мозговой штурм, или наиболее важные решения вы принимаете в одиночку?
— Я никогда не пытаюсь действовать авторитарно. Предпочитаю в этом плане как бы подводить людей к тому решению, которое сама считаю правильным. Логика-то здесь проста: сколько чемпионатов мира и других соревнований видели за свою жизнь мои спортсмены? Сколько они поставили программ за свою жизнь, и сколько я сама за те почти 50 лет, что нахожусь в этой профессии? Наверное, отвергать такой опыт было бы не совсем правильно.
— При этом вам свойственно приглашать к себе самых разных постановщиков. Чем руководствуетесь, принимая то или иное решение?
— Достаточно простыми вещами. С кем мне будет наиболее комфортно работать, с кем позволяют условия, кто из специалистов будет более доступен и эффективен для решения тех задач, которые мы перед собой ставим. То есть, чисто рабочий расчет.
Сколь бы гениальным ни был постановщик, все равно корректирует эту работу тренер. Это для показательных выступлений можно сделать любую программу. На соревнованиях на первый план выходит спортивный фактор — соответствие правилам, определенная сложность, способная принести наибольший результат при безошибочном исполнении. Соответственно программа должна быть составлена так, чтобы минимизировать вероятность ошибок. Чтобы она отличалась от других и в то же время создавала впечатление хореографической миниатюры.
Важно, что в процессе работы я не стремлюсь подравнять абсолютно всех своих учеников под одну гребенку, стараюсь, чтобы все пары были разными. Моя первостепенная задача — максимально хорошо подготовить спортсменов, претендующих на более высокие места в спортивной иерархии страны. Мы же все равно смотрим, что происходит в мире и как могли бы выглядеть наши фигуристы в сравнении? Если сформулировать коротко, наш девиз — несмотря ни на что сделать здорово.
— Насколько велик на ваш взгляд разрыв между российскими парами и теми, кто выступал на последнем чемпионате мира?
— Если сравнивать лучших, по техническому содержанию программ они не слишком отличаются друг от друга. У наших спортсменов есть определенное преимущество в музыкальности программ, в их представлении, в общем художественном впечатлении.
Но будет ли это по достоинству оценено международными судьями, когда мы вернемся, вот вопрос, — сказала Тамара Москвина.