Немного резанула фраза «питерские его, может быть, и знают», но какие тут претензии – в самом деле, к первому ряду игроков Николай Маслов не относился, но хоккейный мир не только на звездах держится. Есть же еще вклад в развитие хоккея в конкретном регионе, подтвержденный хотя бы тем, что в Санкт-Петербурге проводятся традиционный юношеский мемориал Николая Евгеньевича Маслова и даже ветеранский турнир по двум возрастным группам. Все это – дань памяти человеку, который много сделал для питерского хоккея, и еще больше мог бы сделать, если бы не ушел так рано.
А игрок… Жаль, нет в Зале славы отечественного хоккея раздела «капитаны советских нестоличных команд – призеров чемпионата СССР», а ведь их немного, и каждый из них олицетворял собой команду, совершившую чудо, по сути равноценное завоеванию золотых медалей. Среди этой небольшой группы по праву находится и Николай Маслов – капитан бронзового СКА-1987, добравшегося до медалей спустя 13 лет после первого их завоевания (к слову, следующих городу на Неве пришлось ждать четверть века с лишним). Это было начало излета советских времен, столичные топ-клубы были еще в силе, на авторитет ЦСКА с его великой первой пятеркой и такими новобранцами, как Александр Могильный и Сергей Федоров, не стоило и замахиваться, даже «Динамо» существенно уступало армейцам, а вот на третье место в сезоне 1986/1987 как раз и замахнулся СКА старшего тренера Валерия Шилова.
В битву за медали армейцев вел Маслов – не самый сильный форвард (были в том СКА и посильнее), но капитан и вожак божьей милостью. Богатырская стать (рост за 190), отчаянная смелость, характер бойца, незаменимость в трудных ситуациях, умение вытаскивать самые тяжелые матчи – это все Маслов, выходивший на лед в звене с центрфорвардом Михаилом Паниным и Андреем Андреевым. Состав, заботливо выводимый Шиловым к вершине, был очень сбалансированным, в той команде не было одного ярко выраженного бомбардира, результат определяли все четыре звена (20 и больше баллов набрали сразу семеро форвардов), разве что следует подчеркнуть особый вклад вернувшегося в команду ближе к финишу Николая Дроздецкого – он, кстати, играл в номинально четвертом звене, забросив в 14 матчах 13 шайб.
В том примечательном сезоне от СКА по одному разу пострадали московские монстры ЦСКА и «Динамо», над всеми остальными семью соперниками по второму этапу ленинградцы брали верх не меньше, чем дважды. Для попадания на пьедестал самой важной была победа над прямым конкурентом «Крыльями Советов», а окончательно бронзу СКА досрочно оформил в Воскресенске ничьей с «Химиком». Власти «по достоинству» оценили небывалый успех, о котором говорил весь город, выдав игрокам по «инженерному» окладу в 136 рублей и альбом с достопримечательностями Ленинграда, кому-то достались экземпляры на английском и французском языках.
Конечно, было обидно, хоккеисты имели право хлопнуть дверью, кто-то так и сделал, а Маслов не ушел, и совсем не из-за того, что уходить было некуда – там, где условия предлагались лучше, и намного, он бы пригодился, не в Москве, так в провинции. Но Маслов о клубном патриотизме не говорил, он так жил и «бился за Ленинград», как он однажды сказал. Болельщики его любили еще и за неброскую верность, а не только за такие вещи, как решающий победный гол в ворота ЦСКА в сезоне 1983/1984 – в том самом матче, когда москвичи, до этого одержавшие 39 побед подряд, громившие всех подряд, вынуждены были уступить в Ленинграде.
Маслов служил СКА верой и правдой 13 сезонов. Было бы 15, если бы не история, случившаяся на рубеже 80-х, чуть не поставившая крест на карьере хоккеиста, чье будущее виделось исключительно светлым.
…Колю Маслова как самого высокого и самого младшего в чемпионском молодежном СКА образца 1977 года не могли не заметить специалисты еще тогда, когда он играл за «Ленмясокомбинат». Высоченный подросток выделялся и в СКА, был на год моложе партнеров по команде, которую в люди выводили Олег Сивков, Игорь Щурков и Павел Козлов, лидером которой был Алексей Касатонов. А Маслов к званию чемпиона страны вскоре добавил серебро юниорского чемпионата Европы-1978 в Финляндии, где команда Виталия Ерфилова уступила первую строчку хозяевам, а затем в Швеции-1979 стал чемпионом мира среди молодежи в сборной СССР, которой руководили Виталий Давыдов и Вадим Захаров. От состава нападающих дух захватывает – Владимир Крутов, Вячеслав Рьянов, Александр Герасимов, Игорь Ларионов, Николай Варянов, ну и Маслов тут же, с одной шайбой и двумя голевыми передачами. Показатели скромные, но котировался ленинградец достаточно высоко – еще и потому, что таких выдающихся физических данных больше ни у кого из поколения не было, хотя не только ими будущая звезда выделялась.
Чемпионом мира он стал в 18 лет, в этом же возрасте проведя за СКА 39 матчей, в 19-летнем возрасте в олимпийском сезоне матчей было уже 40, и 16 баллов за результативность, а сезона 1980/1981 уже не было, как и следующего. Во всех публикациях о Маслове ситуация описывается стандартно – повздорил с тренером, был отправлен в воинскую часть, сбежал, после чего был отправлен в дисбат, где и провел два года. Более убедительной представляется несколько иная версия – после ссоры со старшим тренером, которым был Игорь Ромишевский (ссора произошла якобы из-за возможного перехода форварда в ЦСКА), военнослужащий Маслов забастовал, перестал посещать тренировки, что было расценено как самовольное покидание места службы с последующим наказанием. Как бы то ни было, он остался без хоккея на два года, а после такого в игру редко возвращаются.
О том, чего пережитое стоило молодому парню, можно только догадываться, но, похоже, в СКА его ждали и надеялись – не зря. Понятно, что многое было потеряно безвозвратно, но уже через год «штрафник»-возвращенец забросил ту самую решающую шайбу в ворота непобедимого ЦСКА, три года подряд набирал не меньше двадцати результативных баллов за сезон, став во всех отношениях надежным и стабильным форвардом с агрессивной силовой манерой игры, но что еще важнее – лидером по духу, заслужив и капитанское звание. Все партнеры отмечали, что на Колю Маслова всегда можно было положиться – он не феерил, не поражал техникой, быстротой и голевыми подвигами, что с лихвой компенсировалось бойцовскими и человеческими качествами. Болельщики в таких игроках души не чают.
Конечно, надо было на что-то жить, с чем не только в СКА начала 90-х были большие проблемы. Перед тем, как постранствовать по Европе, Маслов в декабре 1990 года провел 7 матчей в суперсерии с ведущими клубами НХЛ за воскресенский «Химик» (гол Маслова помог воскресенцам завершить матч с «Нью-Йорк Айлендерс» вничью, ничейной в итоге оказалась и вся серия – по три победы). После одного сезона в Словении и еще одного в Германии Маслов вернулся домой, играя по необходимости в том числе на позиции защитника. А завершал карьеру ветеран-гренадер во втором шведском дивизионе, наколотив за 17 матчей 17 шайб и дополнив это 13-ю голевыми передачами. Мог, наверное, поиграть еще немного, но долго вне родного города Маслов пребывать не мог. И без хоккея, естественно, тоже.
С детско-юношеским хоккеем свою судьбу Николай Евгеньевич окончательно связал после того, как сезон 1998/1999 он провел в качестве главного тренера родной команды. Шесть лет подряд оставлявший СКА на плаву Борис Михайлов покинул свой пост, клуб представлял из себя даже не середняка, а аутсайдера, перед Масловым стояла почти невыполнимая задача удержаться в суперлиге – и, заняв второе место в переходном турнире, команда все-таки удержалась в суперлиге, чего не удалось сделать в том обвальном сезоне ни «Крыльям Советов», ни «Спартаку», ни «Химику», ни «Трактору», ни ХК ЦСКА. Он и Маслову дался тяжело, и кто мог быть счастлив, так это юные питерские хоккеисты – все, что Николай Евгеньевич не успел отдать хоккею как хоккеист, он теперь мог отдать детям и как тренер, и как организатор, и как руководитель.
Ежедневно занимаясь детско-юношеским хоккеем, именно здесь он нашел свое второе призвание, здесь его полюбили не меньше, чем как хоккеиста. А может, даже больше, хотя должности директора спортшколы или вице-президента Федерации хоккея Санкт-Петербурга к популярности не располагали. Первая связана с работой затратной, требующей полного поглощения, и не всегда благодарной, вторая должность вроде как заметная, но особого влияния на процесс, как правило, не оказывающая. Тем не менее отношение к Маслову определяла сама его личность – человек он был светлый, служащий хоккею беззаветно, и без превозношения собственных заслуг по причине природной скромности и такта. Была в его будничной работе одна страничка, заслуживающая отдельного упоминания – он тренировал команду хоккеистов-ампутантов в так называемом «вертикальном хоккее», которая участвовала в показательных играх даже в США.
Отвечая в одном интервью на вопрос о каких-то увлечениях, Николай Евгеньевич говорил, что «когда приходишь домой после работы в девятом часу, уже ничего не хочется. А по выходным гуляю с внуком. Собака у меня есть. Могу съездить за город – все как у обычных людей». Любил плавать и был очень рад, что на юбилей (скорее всего, 50-летний) удалось слетать в Египет.
И продолжал играть в хоккей, даже немного гордясь тем, что мог провести два ветеранских матча подряд. И вообще всем казалось, что у богатыря и здоровье должно быть богатырское. Он-то знал, что это не так, только виду не подавал. И умер по месту работы на стадионе «Спартак», присев на скамеечку прямо во время ветеранской тренировки – сердце не выдержало. За две недели до этого у Маслова случился микроинфаркт, но кто ж об этом догадывался?
Свои проблемы на других он никогда не перекладывал.
Досье
Николай Евгеньевич Маслов
16.05.1960, Ленинград – 18.07.2017, Санкт-Петербург. Советский и российский хоккеист, нападающий. Мастер спорта. Тренер, спортивный функционер.
В Зал славы хоккейного клуба СКА введен в 2012-м году.
Карьера игрока. 1977-1991 – СКА (Ленинград), 1991-1992 – «Олимпия» (Любляна, Словения), 1992-1993 – «Ландсхут» (Германия), 1993-1994 – СКА (Санкт-Петербург), 1994-1995 – «Мальмбергет» (Швеция).
В высшем дивизионе за СКА 463 матча, 85 заброшенных шайб и 83 голевых передачи. За юниорскую и молодежную сборные СССР – 9 игр, 4 гола и 3 передачи. В суперсерии 1990 за «Химик» (Воскресенск) – 7 игр, 1 гол и 1 передача.
Достижения. Бронзовый призер чемпионата СССР 1987, капитан команды.
Чемпион мира среди молодежи 1979. Серебряный призер юниорского чемпионата Европы 1978.
Чемпион СССР среди молодежных команд 1977.
Карьера тренера и спортивного функционера. 1998-1999 – СКА (Санкт-Петербург). С 1999 – директор хоккейной спортшколы «Торнадо», директор городской специализированной ДЮСШОР, директор и оперативный директор спорткомплекса «Спартак» на улице Бутлерова, вице-президент Федерации хоккея Санкт-Петербурга.