Илья Колясников в интервью KHL.ru рассказал о судейских сборах и первых в карьере матчах Кубка Гагарина, вспомнил об угрозах главного тренера университетской сборной Словакии и как ехал в набитом болельщиками «Спартака» автобусе, а также заявил, что для него в приоритете не личные достижения, а командный результат.
Колясников пришел в судейство уже в 12 лет. В том возрасте он понял, что нет смысла продолжать карьеру хоккеиста и переключился на деятельность, которой занимался отец. В итоге уже в 15 лет он работал в МХЛ. В 17 – в ВХЛ. А предстоящий сезон станет для него пятым в главной лиге страны.
«Хартли – интересная фигура. Может поговорить с судьями жестко, на повышенных тонах»
– Как летом прошли судейские сборы?
– В штатном режиме. Нам разъяснили новшества в правилах. В принципе, все они направлены на повышение динамики игры. Эта тенденция идет не первый год. В матчах должно быть меньше остановок и больше зрелищности, чтобы хоккей был привлекательным для зрителя. Теперь все новинки будем внедрять во время предсезонных матчей.
Еще прошли тесты. Были и новые. Например, челночный бег, называемый еще «йо-йо тест», в этом году сдавали не на земле, а на льду. Также для судей ужесточили временные нормативы. Скорость игры возрастает. Арбитры должны соответствовать и совершенствовать физические кондиции.
В КХЛ появилось несколько новых судей. Еще несколько теперь будут работать на односторонних контрактах. Конкуренция растет. Ни один судья, каким бы именитым ни был, не может чувствовать себя спокойно. И это здорово. Правильно говорят, что конкуренция – двигатель прогресса. Нельзя воспринимать место в КХЛ, как должное. Скажем так – заслуги перед департаментом аннулируются вместе с окончанием сезона. Дальше – все по новой.
– Как вы готовились к сборам?
– Уже на следующий день после последнего матча плей-офф пошел в тренажерный зал. То есть поддержка должного функционального состояния, по сути, не прекращалась. Упор делаю на работу с весами, так как кардио нагрузок судьям хватает во время игр. Большую часть матча мы находимся в так называемой «красной зоне», когда твой пульс от 180 и выше. А вот поддерживать силовые качества, тонус и массу мышц необходимо. Стандартная тренировка длится час. Плюс разминка и заминка.
Занимался и в отпуске. 31 мая у меня состоялась свадьба, а после мы с женой отправились в путешествие по Европе, проехали 13 городов. Сначала плавали на корабле, затем передвигались самостоятельно. Больше всего понравилось на Сицилии и в Париже. Посмотрели Эйфелеву башню, Нотр-Дам-де-Пари, другие достопримечательности. На корабле были тренажеры. А затем очень много передвигались пешком – по 15-20 км в день. Жена со спортом хоть и не связана, но тренируется вместе со мной, так как тоже следит за формой. Можно сказать, что занятия спортом – наше семейное хобби.
– Текущее межсезонье КХЛ стало одним из самых насыщенных за последние годы. Какие события привлекли ваше внимание?
– Действительно, произошла масса интересных переходов и тренерских назначений. Интересно наблюдать, как клубы работали над формированием составов. Было видно, как потолок влияет на селекционную работу, как разгружаются платежные ведомости, чтобы пригласить того или иного хоккеиста. Вот за этим следить мне было особенно любопытно.
– Какие ожидания от стартовавшего чемпионата?
– Самые высокие. Многие команды усилились, составы еще больше подравнялись. Думаю, теперь интрига станет еще выше. Можно отметить возвращение Боба Хартли. Это повысит внимание к лиге, так как он - большой специалист. Было интересно следить за ним во время работы в «Авангарде». Мне даже удалось отсудить в то время одну игру с участием омской команды. В тот день она встречалась с «Салаватом Юлаевым». Хартли – интересная фигура. Работает в типичном североамериканском стиле. Может поговорить с судьями жестко, на повышенных тонах. Но нужно понимать, что тем самым он старается воздействовать на команду. К нам – ничего личного, никаких оскорблений. К каждому тренеру нужен свой подход. Так вот Хартли лучше выслушать и поговорить с ним спокойно - с «холодной головой» просто разъяснить свою позицию.
«После запроса подумал – в первой же игре допустил ошибку. Но видео подтвердило правильность моего решения»
– В прошлом чемпионате вы впервые судили матчи плей-офф. Ожидали, что вас включат в список арбитров для работы в Кубке Гагарина?
– В первую очередь, было приятно получить такое доверие от руководства. Значит, я прогрессирую. Что касается ожиданий, то об этом я не думал. Просто стараюсь всегда быть честным перед сами собой, делать работу максимально качественно, выкладываться в каждой игре на 100% и идти к цели.
Очень понравилось, что в Кубке Гагарина меня поставили судить в паре с постоянным напарником, старым товарищем Дмитрием Осиповым, с которым мы живем в одном городе – Екатеринбурге. Это помогло мне адаптироваться, так как работать с хорошо знакомым человеком, с которым у тебя высокий уровень взаимопонимания, легче. Правда, в это межсезонье Дмитрий перешел в главные, поэтому теперь судить на линии мы вместе не сможем.
– Вы переехали из Нижнего Тагила в Екатеринбург, чтобы было проще добираться на матчи?
– Да. В первый сезон на профессиональном уровне ездил на матчи как раз из Нижнего Тагила. Сначала более двух часов нужно было добираться до ближайшего аэропорта в Екатеринбурге и только потом лететь в другой город. Было тяжело. Порой утром приезжал домой, а уже вечером требовалось вновь отправляться в дорогу. Поэтому после года такие поездок в 18 лет решил переехать.
– Вас часто назначают на матчи уральских и сибирских команд. Это объяснимо географическим положением?
– Да, этот фактор при назначениях учитывают. Раньше охват городов был больший. Сейчас стараются давать матчи в основном в своем и близлежащих регионах. Это объяснимо. Игр все больше, соответственно, увеличивается нагрузка. Судьи, как однажды сказал наш главный арбитр Алексей Анисимов, живут в самолетах и гостиницах. Поэтому таким образом экономятся наши силы, дается время на восстановление, предоставляются выходные дни. Суженная логистика важна еще и потому, что если вдруг нет возможности добраться самолетом, можно сесть на поезд или автобус.
– Чем запомнились игры плей-офф с вашим участием?
– В Челябинске был сумасшедший матч, когда «Адмирал» вел 4:0, а «Трактор» отыгрался и победил в овертайме. Честно говоря, после второго периода даже не верилось, что хозяева смогут выиграть, но челябинцы провели сильный плей-офф и не случайно вышли в финал.
В серии «Металлург» – «Авангард» получились мощные игры – скоростные, силовые. Чувствовался накал плей-офф. Обе команды были достойны идти дальше. Все решили мелочи.
– Если брать всю карьеру, какие еще игры можете вспомнить?
– Большего всего запомнился дебютный матч ЦСКА – «Барыс» в 2021 году. Помню каждую минуту того дня. В первую очередь, отмечу партнеров – легенд судейского цеха Дениса Бондаря и Эдуарда Одиньша, а также линейного напарника Дмитрия Канифадина. Атмосфера была потрясающая. Один из самых интригующих моментов – запрос от ЦСКА на положение «вне игры» после гола «Барыса». Я подумал – ну вот, раз берут запрос, значит, скорее всего, в первой же игре допустил ошибку. Но видео подтвердило правильность моего решения.
– Как ведут себя с новичками опытные коллеги?
– Главная задача – успокоить. В КХЛ не попадают просто так. Если поставили на матч, значит, ты умеешь работать на должном уровне. Главное справиться с эмоциями, с давлением, правильно общаться с тренерами и игроками. А это уже приходит с опытом. Вот в этих моментах помощь коллег неоценима. Обычно новичкам говорят простые вещи – делай свою работу, не смотри на имена, не волнуйся, если что, мы рядом – поможем и подскажем.
«Тренер словаков выскочил на лед и побежал в сторону нашей бригады, размахивал кулаками и выкрикивал угрозы»
– Как пришли в хоккей?
– Меня привел папа. В три года отдал в школу «Спутника». Сначала выходил на лед с 1995 годом рождения, катался, опираясь на стульчик. Затем занимался уже со «своим» 1998-м. Но в 12 лет понял, что нужно менять род деятельности. Я не проходил в состав, не попадал в заявку на матчи. В то же время не хотелось бросать хоккей, я люблю его всем сердцем, поэтому пошел в судейство.
– Судейство появилось в вашей жизни не случайно?
– Да. Арбитром работал мой отец. Он судил Первую лигу, различные городские и областные соревнования, является большим любителем хоккея. Помню, как ходил на тренировки, а потом оставался и смотрел, как папа судит. Поэтому я уже тогда понимал, что в большой хоккей можно попасть не только через карьеру игрока, но и через арбитраж.
Отец дружит с Сергеем Мисюрем – раньше он судил в КХЛ, а сейчас работает в ВХЛ. Сергей приходил к нам домой, рассказывал, как ему нравится трудиться арбитром, как он общается с тренерами и хоккеистами, раскрывал всякие нюансы профессии, говорил, что очень интересно летать по всей стране, а в то время еще и в Европу – в Братиславу, Прагу, другие города. А я видел это все только по телевизору и, естественно, слушал с открытым ртом. И тогда решил, что тоже стану судьей и дойду до этого уровня.
Судейство захватило меня с первого дня. Там мне было интересно совершенно искренне. Начинал я с работы в бригаде – открывал калитки на скамейках штрафников, заполнял протоколы, судил совсем маленьких детишек. Потом мне доверили работать на матчах ровесников, в 15 лет попал в МХЛ, в 17 – в ВХЛ. Являюсь ли я самым молодым арбитром в истории этих лиг? Виктор Гашилов начал судить «Вышку» в 16. Он рассказывал, как приезжал с выездных матчей и шел на уроки в школу. А вот про Молодежную лигу не скажу. Может быть, я и являюсь рекордсменом.
– Наверняка у вас есть множество интересных историй.
– Помню, судили товарищеский турнир – шла подготовка к Универсиаде в Красноярске. В финале играли Россия и Словакия. В конце третьего периода россияне сравняли счет, а перед овертаймом тренер словаков выскочил на лед и побежал в сторону нашей бригады, размахивал кулаками и выкрикивал угрозы. Конечно, никаких конкретных действий с его стороны не последовало. Зато мы удалили его до конца игры, а оргкомитет наложил дисквалификацию.
В прошлом сезоне вместе с Никитой Барановым судили игру «Нефтехимик» - «Спартак». На следующий день рейсовым автобусом переезжали в Уфу. Вошли, а он забит болельщиками «Спартака». Спрашивают: «Ребят, а вы кто? Чем занимаетесь? Давайте знакомиться». Шепнул Никите на ухо: «Только правду не говори». «Спартак» ведь вчера проиграл. Я ответил: «Парни, доедем до Уфы, все расскажу». Ехали, слушали различные фанатские истории. А после прибытия в столицу Башкортостана уже «раскрыли карты»: «Мы судьи, работали на вчерашней игре». Все посмеялись и разошлись по своим делам.
– Какие цели на предстоящий чемпионат и на карьеру?
– Основная цель всех судей – отработать каждый матч максимально качественно и объективно, обеспечить честную игру и безопасность игроков. Для себя ставлю задачу повышать точность решений в сложных игровых моментах, совершенствовать физическую форму и укреплять репутацию надежного арбитра, готового к матчам самого высокого уровня, помогать ребятам, которые только попали в лигу расти и развиваться.
Если говорить о карьере, то моя цель быть полезным для департамента судейства, судить в финале Кубка Гагарина и, конечно же, получить «Золотой свисток».
Департамент судейства каждый год улучшает условия, дает все шансы быть лучше. И хочется оправдать данное доверие работой и честным трудом. Все зависит от меня, если сделаю еще шаг вперед, то смогу достигнуть целей. А после этого можно подумать и над переходом в главные судьи и идти к решающей серии плей-офф и призу лучшему арбитру КХЛ уже в новом статусе.
Досье
Илья Колясников
Родился 1 октября 1998 года в Нижнем Тагиле
Карьера арбитра: матчи КХЛ судит с 2021 года. Всего провел 141 игру.