Вратарь «Нефтехимика» Филипп Долганов готовится к третьему сезону в КХЛ. В интервью KHL.ru Филипп рассказал о летнем отдыхе, планах на ближайший сезон и подъёме из ВХЛ.
Летом в команде из Нижнекамска сменился главный тренер, её возглавил Игорь Гришин, который постарается вернуть «Волков» в плей-офф. Долганов дебютировал в КХЛ в 2023 году, но ещё не играл в кубковых матчах. В ближайшем сезоне голкипер планирует осуществить эту цель.
«Последние два сезона до плей-офф не хватало несколько очков»
- Вас ждёт уже третий сезон в КХЛ. Меняется ли со временем ваша летняя подготовка?
- Практически не меняется. Последние годы готовлюсь приблизительно одинаково. Единственное, в этом межсезонье нужно было залечить некоторые травмы, в остальном придерживаюсь одного плана уже много лет.
- Как отдыхали от хоккея летом?
- Как только завершился чемпионат, и мы не попали в кубковую восьмерку, нам дали несколько дней передохнуть. После того, как нас отпустили в отпуск, некоторое время ушло на реабилитацию после травмы. Затем съездили на две недели во Вьетнам. Перезагрузили голову, сменили обстановку. После поездки приступил к тренировкам в зале.
- В последних сезонах КХЛ увеличились сроки чемпионата. Длинный марафон регулярки из 68 матчей выматывает?
- Всё нормально. Мы – профессионалы, все серьёзно готовимся. Тренеры тоже понимают, когда надо отдохнуть, а когда добавить нагрузку. Поэтому никаких проблем нет.
- Два года «Нефтехимик» живёт без плей-офф. На ближайший сезон держите в голове цель – дебютировать в Кубке Гагарина?
- Конечно. Последние два сезона нам не хватало буквально несколько очков до зоны плей-офф. Сейчас ставим себе цель – участвовать в кубковой гонке и пройти в ней как можно дольше.
- Сильно грызёте себя, вспоминая проигранные матчи, очки в которых помогли бы теоретически зайти в плей-офф?
- Это происходит по ходу сезона. Проигрываешь по буллитам и понимаешь, что этого очка может не хватить в концовке регулярки. Возможно, так и происходило. Так устроен чемпионат.
- Что сейчас добавляет уверенности в том, что «Нефтехимик» попадёт в плей-офф?
- У команды всегда была уверенность в себе. Для всех команд мы были непростым соперником. Плюс у нас сохранился костяк с прошлого сезона. Команду возглавил новый тренерский штаб с новым видением игры. Думаю, всё отлично сложится в новом сезоне.
- Что хорошего возьмёте из прошлого сезона в новый?
- В прошлом сезоне было много хороших моментов. Плюс, повторюсь, у нас сохранился костяк команды. В новый сезон возьмём всё хорошее, а негатив оставим в прошлом.
- Игорь Гришин, новый главный тренер «Нефтехимика», придерживается атакующего хоккея. Готовы к тому, что у вратарей прибавится работы?
- Я спокойно к этому отношусь. Возможно, станет больше контратак. Моя задача не поменялась – мне надо ловить шайбы, которые летят в ворота. Главное, чтобы стиль игры приносил успех команде, и мы чаще побеждали.
- Как изменилась летняя подготовка с Игорем Гришиным?
- У каждого тренера своя предсезонная подготовка. Мы тренировались уже две недели. И я обратил внимание, что акцент сделан на игровых упражнениях. Плюс у нас не было баллонов, но их заменили другими упражнениями.
- Какими?
- Ребята работают над объёмом катания. Это больше вопрос к полевым игрокам. Вратари в этот момент тренируются по своей программе.
- А в прошлом баллоны вратарей вообще не касались?
- В это время у нас была своя подготовка. Также работали над объёмом катания, как и сейчас.
- Тренер вратарей в «Нефтехимике» остался прежним. Насколько велика его важность для взрослого сформированного голкипера как вы?
- Для профессиональная вратаря позиция тренера очень важна. Он может скорректировать нюансы, которые мы можем не замечать. Плюс мы проводим видеоразбор соперника и нашей игры. Перед каждым матчем разбираем всех соперников. Хоккей не стоит на месте. Всегда появляется что-то новое, что можно улучшить в своей игры. Мы постоянно в поиске этого.
«Не думал впадать в эйфорию после дебюта в КХЛ»
- После двух сезонов в КХЛ можно сказать, что вы закрепились в этой Лиге?
- Не задумывался над этим вопросом. Каждый год – это новый вызов, и каждый год надо показывать свою состоятельность и становиться ещё лучше.
- Ваш пример после мощного дебюта за «Нефтехимик» заставил задуматься, что в ВХЛ есть сильные вратари, не так ли?
- Возможно, своим примером я показал, что стоит обратить внимание на ВХЛ. Что в этой лиге тоже есть парни, которых можно взять в КХЛ, и они не потеряются.
- После дебюта в КХЛ сложно было не впасть в эйфорию?
- Я попал в КХЛ не в столь юном возрасте. Понимал, что этот тот шанс, за который надо цепляться. Впадать в эйфорию даже не думал.
- Кроме материальной стороны, ваша жизнь изменилась после того, как закрепились в «Нефтехимике»?
- Одно изменение точно произошло – родилась моя дочь.
- Это приятное совпадение или элемент расчёта?
- Ха-ха, расчёта не было, просто приятное совпадение.
- Отцовство вас изменило?
- Думаю, да. Стал взрослее, спокойнее. Стоит отметить вклад моей жены: все хлопоты с ребёнком она берёт на себя. Я стараюсь помогать ей в воспитании. Но у нас, хоккеистов, непростой график. В основном, всё ложиться на её плечи. Когда у меня игра и нужно поспать, никто меня не заставлял сидеть с ребёнком. Я спокойно готовился к игре.
- Не разрывались между хоккеем и желанием помочь жене?
- Такого не было. Спасибо моей супруге, все хлопоты она взяла на себя. Мне не пришлось разрываться, она всегда спокойно давала мне готовиться к играм.
«ВХЛ – площадка для роста и проверки на прочность»
- Когда закрепились в «Нефтехимике», возвращаться в ВХЛ не хотелось ещё сильнее?
- Конечно. Сейчас я получаю огромное удовольствие, играя в КХЛ. Возвращаться в ВХЛ уже не хочется.
- Уверен, у вас, как человека, который долго играл в ВХЛ, есть много историй, которые ёмко охарактеризуют эту лигу. Поделитесь хотя бы одной?
- Думаю, ничего нового и сверхъестественного я не расскажу. Все нюансы уже известны, про переезды на автобусах тоже. Вспоминаются две истории. Когда в первый год в лигу пришли китайские команды, не было выстроено чёткой логистики. До Китая мы добирались почти сутки. Ехали чуть ли не на собаках (улыбается). Сначала два перелёта с пересадками, потом на автобусе, потом на электричке. Однажды в Казахстане на трассе застряла «ГАЗель» с нашей формой. Была сильная метель, машина застряла. Два дня сырая форма стояла на трассе. Из-за этого даже игры перенесли.
- Китайские клубы ВХЛ часто сопровождались казусами: то с размером домашней площадки, то с ее разметкой.
- Это происходило не только с китайскими командами. Есть некоторые клубы, где площадки… не знаю, соответствуют размерам или нет. Всё это на виду, все об этом знают. Если честно, сейчас меньше слежу за ВХЛ. Хоккея в жизни хватает. Смотрю обзоры КХЛ и НХЛ. На ВХЛ времени не остаётся.
- Как не опустить руки, когда долгое время играешь в ВХЛ?
- Верить в себя, продолжать честно работать и отдаваться любимому делу, какими бы ни были условия. И этот шанс рано или поздно появится, а сможешь ли ты им воспользоваться – зависит только от тебя
- У вас был момент, когда, насмотревшись всего, что происходит в ВХЛ, могли закончить карьеру?
- Не насмотревшись, а ввиду определённых обстоятельств я мог сменить лигу и уехать в Казахстан или Беларусь. Слава Богу, что всё обошлось. Получил интересный жизненный опыт, который меня ещё больше закалил и дал толчок вперёд.
- С чем он был связан?
- Был сезон, когда я полгода сидел на трибуне и смотрел хоккей оттуда. Не мог смириться с этим, всегда хотелось играть. Но в тот момент было так.
- Много парней на вашей памяти сдавались в похожей ситуации?
- Я встречал много парней, которые не попали в КХЛ и закончили. Но есть ребята, которые также пробились в КХЛ – тот же Саня Беляев из «Спартака».
- А ещё вратари – Дмитрий Лозебников, Максим Дорожко…
- Тут всё непросто. У кого-то двухсторонний контракт: таких ребят могут спустить из КХЛ в ВХЛ, но они всё равно остаются в системе клуба под присмотром тренеров, с пониманием, что в любой момент могут вернуться. Тут психологически другое состояние. А есть те, кто только на одностороннем контракте в ВХЛ. И вот для них попадание в КХЛ — это результат их труда, силы характера и немного удачи. Именно такие истории особенно ценны.
- Односторонний контракт в ВХЛ – приговор?
- Конечно, нет (улыбается). Жизнь часто доказывает обратное. Взять, например, Артемия Плешкова. Многие вратари через ВХЛ получают не просто игровую практику, а настоящую закалку. Эта лига становится для них площадкой роста, проверкой на прочность. Кто выдерживает и развивается — поднимается в КХЛ. И это здорово: путь не прямой, не лёгкий, но именно поэтому он ценен.
- Приятно было читать новости, что Филиппом Долгановым интересовались топ-клубы КХЛ?
- Я об этом никогда не думал, а только концентрировался на своей игре. Моя задача – помогать команде, в которой я сейчас играю, сделать всё для победы.
- За последние два сезона вы были близки к уходу в другой клуб?
- Думаю, нет. Это больше вопрос к моему агенту. Сейчас я защищаю цвета «Нефтехимика», чему я очень рад.
- Несмотря на подъём местной вратарской школы, некоторые клубы КХЛ всё равно закрывают позиции легионерами. Согласны, что спрос на сильных российских голкиперов в Лиге сейчас высок?
- Вопрос непростой, потому что здесь очень много нюансов, связанных с контрактами и политикой клубов. В целом — да, спрос на российских вратарей высокий: все прекрасно понимают ценность «своего» голкипера, воспитанного в нашей системе. Но нужно учитывать, что у большинства команд уже сформированы вратарские бригады, и конкуренция огромная.
- Стала ли жизнь вратарей счастливее после послабления статуса НСА?
- У меня действующий контракт, поэтому лично я глубоко об этом не задумывался. Но если смотреть шире, то, конечно, это шаг вперёд. Для молодых вратарей и тех, кто ищет свой шанс, упрощение получения статуса НСА открывает новые возможности, даёт больше свободы в выборе.