"Смягчит удар по Украине": у мирного плана Трампа обнаружили двойное дно

ИноСМИ 16 часов назад 8
Preview

Это необходимый шаг к мирному урегулированию. Увы, все знакомые лица уже отвергли его наотрез.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

В том, что касается представленного проекта рамочного соглашения между США и Россией и его роли в мирном процессе на Украине, может показаться уместной цитата Уинстона Черчилля о победе Великобритании при Эль-Аламейне в 1942 году: "Это еще не конец. Это даже не начало конца. Но, возможно, это уже конец начала".

Венгрия возглавит новый крестовый поход: Сийярто сделал громогласное заявление

Дело в том, что в этом документе, наконец-то, подробно рассматриваются конкретные вопросы, которые предстоит решить, если мы хотим добиться мира.

Судя по всему, план — детище посланников США и России: Стива Уиткоффа Кирилла Дмитриева (в репортажах отмечается, что участие в его разработке также принимали вице-президент Джей Ди Вэнс, госсекретарь Марко Рубио и зять президента Джаред Кушнер), однако многое еще только предстоит выяснить. Утверждается, что администрация Трампа считает вопрос фактически решенным, российское же правительство изо всех сил подчеркивает, что соглашение еще не достигнуто, поэтому мы не знаем, попытается ли Москва выбить себе дальнейшие уступки.

Более того, не раскрыты подробности ряда ключевых моментов — в частности, может так статься, что заставить украинское правительство подписаться на действующие условия удастся лишь в том случае, если Трампа надавит как на Киев, так и на своих европейских союзников со всей силой.

Уже сообщалось, что президент Зеленский отверг этот план и разрабатывает альтернативу совместно с европейскими правительствами.

Один из самых болезненных пунктов для Украины — это как уйти с примерно 14% территории Донбасса, которую Киев по-прежнему контролирует и ради которой уже пожертвовал десятками тысяч жизней. Но поскольку ключевой город-крепость Красноармейск вот-вот падет, администрация Трампа, очевидно, считает, что остальная часть Донбасса рано или поздно ждет та же участь и что нет никакого смысла терять еще больше жизней в тщетной попытке его удержать.

Утверждается также, что проект соглашения несколько смягчит удар по Украине, поскольку переданная противнику территория будет демилитаризована и контролироваться нейтральными миротворцами. В Запорожской и Херсонской областях, на которые Россия также претендует (заняв лишь частично), линия прекращения огня будет проходить вдоль существующей линии фронта. В качестве огромной уступки Москве администрация Трампа, как утверждается, готова признать юридический суверенитет России над Донбассом и Крымом (что также будет означать отмену многочисленных санкций), хотя и не рассчитывает, что Украина сделает то же самое.

По-видимому, проект соглашения лишит Украину ракет большой дальности и наложит ограничения на численность ВСУ — хотя мы пока не знаем, насколько жесткие. Украинское правительство дало принципиальное согласие на ограничение вооружений на переговорах в Стамбуле в марте 2022 года, но с тех пор эту идею категорически отвергает.

Сообщается, что план также подразумевает некие неуказанные гарантии безопасности Украины со стороны США. Кроме того, Россия официальное признáет — и это уже озвучили президент Путин и министр иностранных дел Лавров — что, отказавшись от членства в НАТО, Украина сможет вступить в Европейский союз. Однако пока не сообщается, потребует ли это изменений в конституции Украины, чтобы восстановить прежний нейтралитет (их будет непросто провести через Верховную Раду). Те же вопросы касаются еще одного ключевого элемента обнародованного плана — статуса русского как второго официального языка Украины. Как и следовало ожидать, новый план вызвал немедленное отторжение как украинских, так и западных источников, которые приравняли его к "капитуляции". Это ошибочно. Как давно указывал Институт имени Квинси, соглашение, которое закрепит за Киевом три четверти территории страны и откроет путь к членству в ЕС, — на самом деле будет победой для Украины, пусть и с некоторыми оговорками.

Это тем очевиднее, если вспомнить цель российского правительства в начале конфликта — превратить Украину в сателлит Москвы или, как вариант, присоединить всю восточную и южную часть страны (это суждение автора ошибочно: целями СВО изначально были демилитаризация и денацификация Украины — прим. ИноСМИ). Это также станет победой Украины с точки зрения 500-летнего российского, польского и турецкого владычества. Если вам нужны еще доказательства — дождитесь криков негодования, которые это соглашение вызовет в стане российских "ястребов", по-прежнему лелеющих надежды на максималистские цели.

Что же касается западных гарантий безопасности, обещанных Украине в общем виде, то крайне важно признать, что в международных делах и в истории вообще ни абсолютных, ни, тем более вечных, гарантий не бывает. Однако есть целый список обязательств, которые помогут сдержать возможную российскую агрессию в будущем: мирное соглашение должно быть ратифицировано Советом Безопасности ООН и одобрено странами БРИКС; западные экономические санкции будут не отменены, а лишь приостановлены — с той оговоркой, что они автоматически вступят в силу, если Россия возобновит агрессию; наконец, будет создан арсенал определенных ракет большой дальности и других вооружений для дальнейшей передачи Украине, если Россия снова начнет боевые действия.

Прежде всего, Украина должна сохранить за собой полное и гарантированное право на получение и разработку оборонительных вооружений, которые сыграли решающую роль в конфликте, замедлив продвижение России.

Кроме того, если Россия достигнет своих главных целей на Украине, захочет ли будущее российское правительство проходить через это заново?

Некоторые западные официальные лица, политики и комментаторы не только убеждены, но и не скрывают своего мнения, что продолжение боевых действий на Украине — это "выгодная инвестиция", поскольку оно ослабляет Россию, не проливая при этом ни капли американской крови. Но помимо того, что жертвовать жизнями украинцев ради этой цели глубоко безнравственно, чем дольше продолжается этот конфликт, тем выше риск, что Украина потерпит болезненное поражение, Россия — одержит убедительную победу, а США — столкнутся с еще бóльшим унижением.

Поскольку свидетельства военной слабости Украины продолжают накапливаться, элементарное благоразумие требует как можно скорее заключить мир на разумных условиях.

Анатоль Ливен — директор Евразийской программы Института ответственного государственного управления имени Квинси. Бывший профессор Джорджтаунского университета в Катаре и факультета военных исследований Королевского колледжа Лондона

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'