РИА Новости/Андрей Зинчук
17 июня 1982 года в подмосковном поселке Ухтомский вершилась история мирового вертолетостроения. В небо взлетела "Черная акула", которая полностью изменила представления о возможностях боевых машин. Она опередила время сразу по трем важным показателям: по конструкции, по вооружению и безопасности пилота.
Почему это стало технологическим прорывом? За что Ка-50 в Великобритании прозвали "Оборотнем"? И почему вертолет не пустили в серийное производство? Об этом рассказали в программе "Момент в истории" на РЕН ТВ.
"Черная акула": как инновационный Ка-50 поражал танки противника
До Ка-50 все боевые вертолеты имели экипаж минимум из двух человек. "Черная акула" была рассчитана на одного, что требовало принципиально новых решений в автоматизации управления и прицеливания. В отличие от классических вертолетов, у Ка-50 два несущих винта расположены один над другим и вращаются в противоположные стороны. Это обеспечило высочайшую маневренность, устойчивость, компактность, а главное, позволило отказаться от хвостового винта, который делал машину уязвимой в бою. Система автоматизации была настолько продвинутой, что пилоты шутили: "Можно заварить чай, пока вертолет летит сам".
И все бы хорошо, но возникла проблема с катапультированием. Если над головой винты, то как пилоту покинуть кабину, чтобы не попасть в мясорубку? Вопрос. И он требовал незамедлительного ответа.
Конструкты Ка-50 не растерялись и нашли уникальное решение для своей винтокрылой машины. Они оснастили "Акулу" катапультируемым креслом, что значительно повысило шансы пилота на спасение в экстренной ситуации. Первыми в мире. До этого авиаторы по большей части гибли при серьезном повреждении машины в воздухе. А здесь в случае опасности лопасти несущих винтов отстреливались, следом за ними отстегивался потолок кабины, а после отсоединялось кресло пилота.

Ка-50 был буквально напичкан инновациями. Вертолет получил мощное вооружение: автоматическую пушку, противотанковые ракеты, интеллектуальную систему управления огнем, интегрированную с пилотским шлемом. Это сейчас кажется нормой, но в те годы ни у кого в мире такого не было. "Черная акула" поражала танки противника, оставаясь вне зоны действия их средств противовоздушной обороны (ПВО).
"Вертолет Ка-50 мог выполнять беспрецедентные фигуры высшего пилотажа, недоступные аналогам – американской "Кобре" или даже "Апачи". Например, мертвую петлю и боевую воронку. Не забывайте, 1982 год на дворе. Боевая воронка стала визитной карточкой вертолета Ка-50", – поделился подробностями инженер Роман Молочников.
В вертолете был предусмотрен автоматический возврат на базу – просто чудо какое-то. При ранении пилота система брала управление на себя и самостоятельно возвращала машину на аэродром. Этот принцип позже будет внедрен в современные беспилотники.
Британские СМИ прозвали Ка-50 "Оборотнем". Однако при всей своей уникальности "Акула" в серию так и не пошла. Было выпущено всего 16 вертолетов. Камнем преткновения стала подготовка пилотов – она была слишком долгой. Слишком много зависело от одного человека, его надо было учить сразу всему: и управлять вертолетом, и стрелять.
Поэтому все лучшие черты "Акулы", но все-таки с двумя пилотами, перенял Ка-52 "Аллигатор". Он и стал главным боевым вертолетом российской армии. За огневую мощь "Аллигатор" прозвали "летающим танком". Контрнаступление ВСУ в 2023 году в Запорожье провалилось во многом благодаря этим высокотехнологичным "зубастикам" – потомкам легендарных "Акул".
Почему статуя Свободы прибыла в Нью-Йорк в ящиках
17 июня 1885 на борту французского парохода Isere в разобранном виде в Нью-Йорк прибыло самое узнаваемое архитектурное сооружение в мире, которое навсегда станет символом США. 214 ящиков и 350 частей легендарной статуи Свободы. Это был подарок Франции к столетию американской революции в 1876 году.

Это был довольно странный подарок – за часть Свободы американцам пришлось доплачивать. Статуя обошлась французам в 2 миллиона 250 тысяч французских франков – это около 15 миллионов долларов по современному курсу, а вот в тумбу и постамент уже вложились Соединенные Штаты – еще 300 тысяч долларов. Как бы там ни было, именно эта "железная женщина" ростом 46 метров была первым, что видели миллионы иммигрантов XIX века, прибывающие в США. Статуя Свободы символизировала их надежды на новую жизнь, равные права и возможности для всех, независимо от происхождения. С тех пор многое изменилось, но статуя так и стоит в Гудзонском заливе.
"На момент установки это было самое высокое железное сооружение в мире. Сейчас гораздо выше российская "Родина-мать", установленная на Мамаевом кургане, величайшая скульптура Вучетича в Волгограде. А также скульптура Петра I в Москве работы Церетели и его же обелиск Победы на Поклонной горе", – рассказала культуролог Илона Мизова.
Семь лучей на короне – семь континентов и семь морей. В руках скрижаль с датой Декларации о независимости и факел, хотя изначально планировался фонарь. Статуя какое-то время была маяком – единственным в мире в виде скульптуры. Но светил он тускло, поэтому решено было заменить на символический факел. Правая нога "Леди Либерти" опирается на разорванные кандалы, что символизирует освобождение Америки от 176-летней тирании Великобритании. Статуя сделана из очень тонкой меди: толщина листа всего 2,4 миллиметра, примерно как две монеты. А вот откуда было взято сырье? Вопрос очень интересный. Не каждый американец ответит на него. А меж тем и тут не обошлось без русских.
"Не поверите, для облицовки статуи Свободы французские скульпторы под руководством Эйфеля использовали уральскую медь с заводов промышленников Демидовых под Нижним Тагилом. Она шла на зарубежный рынок под маркой "Старый Соболь" и пользовалась высоким спросом в странах Европы за высокое качество и чистоту", – уточнила архитектор Виола Гольдберг.

Свобода стоит твердо на своих ногах. Она пережила сильнейшие ураганы, мощнейшие штормы и ежегодные 500–600 молний.
Лишь в 1983 году она пропала. Причем этот факт был документально зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса. Иллюзионист Дэвид Копперфильд провернул грандиозный трюк на глазах у изумленной публики в прямом эфире национального телевидения: Свобода на мгновение исчезла с американского острова Либерти, а потом снова появилась.