Производители предупредили о возможных сбоях в поставках чая и кофе из-за неготовности к обязательной маркировке. В связи с этим ассоциация «Росчайкофе» обратилась в Минпромторг с просьбой сдвинуть сроки ее внедрения в следующем году, выяснили «Известия». По оценкам организации, затраты крупного производителя на внедрение системы идентификации составят от 100 млн до 1 млрд рублей. В Минпромторге заверяют, что маркировка не вызовет роста цен и снизит долю фальсификата, которая, по данным ВШЭ, достигает 13%. Есть ли действительно риски для производителей чая и кофе, а также потребителей — разбирались «Известия».
Маркировка чая и кофе
Ассоциация «Росчайкофе» обратилась в Минпромторг с просьбой продлить срок эксперимента по внедрению обязательной маркировки «Честный знак» для кофе, чая, какао и цикория до конца 2025 года. Соответствующее письмо 27 августа генеральный директор ассоциации Рамаз Чантурия направил министру промышленности и торговли Антону Алиханову. С документом ознакомились «Известия». Представитель Минпромторга подтвердил его получение.
«Росчайкофе» — крупнейшая российская ассоциация на рынке чая и кофе, основанная в 1999 году. В нее входят крупные производители этих напитков, среди которых Jacobs (бренды Monarch, Carte Noire, Maxim), «Орими Трейд» (бренды Greenfield, Tess, «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», «Гита», «Принцесса Канди», Jardin и «Жокей»), «МАЙ» (бренды «Майский», Richard), «МилФудс» (бренды Poetti), Grand (бренд Grand) и другие.

Эксперимент для производителей кофе, чая и какао проводился с 1 июня по 31 августа 2025 года. С 1 сентября компании должны зарегистрироваться в системе «Честный знак». Переход на обязательную маркировку будет поэтапным: с 1 декабря 2025 года под нее подпадут напитки с какао, с 1 апреля 2026 года добавятся чаи и напитки на их основе, а с 1 июня — кофе и его заменители.
«Росчайкофе» предлагает передвинуть эти сроки на пять месяцев. При этом ассоциация указывает на необходимость разграничить внедрение маркировки для разных упаковок продукции. Например, для чая ввести ее сначала на картонные пачки с рассыпным продуктом, далее на упаковки с пакетиками для разовой заварки, а затем на жестяные упаковки, следует из письма.

Еще одно предложение — исключить из обязательной маркировки все мелкопорционные виды упаковки весом менее 30 г — так называемые «кофе 3 в 1 или 2 в 1», чайные пакетики в индивидуальных саше и дрип-кофе. Сейчас исключены только кофейные напитки весом до 18 г.
Производственные линии по выпуску мелкофасованной продукции настроены на выпуск 550 единиц в минуту, а технические решения интеграторов могут реализовать печать максимально 350 кодов в минуту, что не позволяет обеспечить необходимую загрузку мощностей, говорится в документе. Эти условия способны негативно повлиять на конкуренцию и «дестабилизировать сегмент рынка мелкопорционной продукции», отмечается в письме.

Стоимость маркировки каждого такого изделия производители оценивают в 60 копеек при себестоимости продукции примерно в 10 рублей, для чайных пакетиков в индивидуальной упаковке — от 2 до 4 рублей. Таким образом, рост себестоимости товара составляет более 6%, а в случае с чаем в индивидуальном саше — от 25% до 40%, подсчитали в «Росчайкофе». Прямые затраты крупного производителя из-за введения маркировки оцениваются в среднем от 100 млн до 1 млрд рублей, говорится в письме. Высокая скорость производства создает проблемы с упаковкой и нанесением кодов, увеличивая риски падения производительности предприятий на 10–20%, отмечается в документе.
В целом производители чая и кофе указывают на длительные сроки поставки оборудования для маркировки, исчисляемые до полугода. Также они указывают, что не могут рассчитывать на льготные кредиты для приобретения этого оборудования, так как чайно-кофейная отрасль, использующая 100% импортного сырья, не попадает ни в одну программу льготного финансирования. Это вынуждает производителей прибегать к использованию кредитов под высокую ставку, а также осложняет корректировку инвестпроектов, так как бюджеты компаний утверждаются, как правило, на год вперед, указывается в письме.
Продление эксперимента и перенос сроков запуска маркировки позволит производителям «спокойно войти в процесс» и сохранить объемы производства с учетом новых требований, сказал «Известиям» Рамаз Чантурия. По его словам, это поможет минимизировать издержки производителей. В ином случае, продолжает он, неподготовленность компаний может вызвать перебои в поставках продукции на рынок, а также повысить риски удорожания этих товаров.

Стоимость внедрения маркировки в сегменте, где маржинальность зачастую не превышает 10–12%, может привести к повышению отпускных цен на продукцию, подтвердил собеседник «Известий» в крупном дистрибьюторе чая и кофе. В отрасли много небольших компаний и для них дополнительные вложения могут оказаться неподъемными, указал он.
Эффект от маркировки продукции
Маркировка уже введена для 31 товарной группы и доказала свою эффективность в борьбе с незаконным оборотом продукции, сообщил «Известиям» представитель Минпромторга. По его словам, в ходе эксперимента найдены «оптимальные технические решения», которые требуются для внедрения маркировки. Кроме того, в период эксперимента Минпромторг оценил возможности нанесения средств идентификации на различные форм-факторы упаковки, добавил представитель ведомства.
— По результатам проведенных тестирований установлено, что размеры упаковки, содержащей более 18 г, позволяют наносить средство идентификации с соблюдением требований к качеству нанесения в целях обеспечения его считывания техническими средствами, — отметил представитель Минпромторга.

По его словам, введение обязательной маркировки уже позволило «обелить» рынки упакованной воды — на 78%, молочной продукции — на 24% в 2024 году по сравнению с 2022-м. Существенного роста цен на продукцию в Минпромторге не ожидают, уточнил его представитель.

С 1 июня по 31 августа 2025 года эксперимент провели на 39 производственных линиях с участием более 30 производителей, сказал «Известиям» представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператор системы маркировки «Честный знак». Введение маркировки не повлияет на работу производителей чая и кофе, заверил он.
— Большинство видов упаковок для какао, чая и кофе используются в других уже маркируемых товарных группах: молочная продукция, бакалея, корма для животных и прочее, что обеспечивает наличие готовых решений для маркировки и не требует длительных сроков на эксперименты, — отметил представитель ЦРПТ.

Около 13% продукции на рынке растворимых напитков находится в нелегальном обороте, привел собеседник «Известий» данные Высшей школы экономики (ВШЭ). По его словам, внедрение маркировки позволит легализовать рынок и увеличить поступления в бюджет на 19 млрд рублей. Для потребителей это гарантия покупки легального и безопасного продукта, а для бизнеса — прозрачные и честные условия конкуренции, отметил представитель ЦРПТ.
При этом некоторые производители говорят об удачном эксперименте. «Объединенная чайная компания» протестировала оборудование и технические решения по нанесению кодов «Честный знак», маркировка не повлияла на линию фасовки, производственные мощности сохранены, рассказала «Известиям» директор по маркетингу этой компании Влада Осипова.

— Кофе — продукт с четким сроком использования и сезонностью урожая. Если положить в одну упаковку кофе старого и нового урожая, тем самым мы понизим качество продукта, и потребитель не узнает оригинальный вкус свежего кофе. Я принял участие в эксперименте по маркировке, так как мне было важно понять, как эта система работает, — отметил директор «Ингрессо Кофе» Денис Мансуров.
Как добавили в ЦРПТ, у бизнеса еще достаточно времени на подготовку к внедрению обязательной маркировки. Оператор системы «Честный знак» поддержит участников рынка в этом процессе.
Представители Nestle (бренды Nesquik и Nescafe) и Grand (бренды кофе и чая Grand) от комментариев отказались. Представители других крупных производителей растворимых напитков на запрос «Известий» не ответили.
Чего опасаются представители бизнеса
Против введения обязательной маркировки «Честный знак» прежде выступали и другие крупные отраслевые объединения: Ассоциация предпринимателей розничной торговли совместно с организацией «Содействие малому бизнесу», Российская парфюмерно-косметическая ассоциация, Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРПП), Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).
Их основные претензии сводились к высоким издержкам внедрения, угрозе роста цен и снижению рентабельности, а также к сомнениям в реальной эффективности маркировки, которая, по их словам, не гарантирует защиту от подделок, но создает чрезмерную нагрузку на производителей.

Участники рынка предполагали: предприниматели найдут способ обойти правила и продавать любую продукцию. В мае «Известия» выяснили, что коды системы маркировки «Честный знак» можно купить для нелегальных товаров, в том числе подделок. Для того чтобы улучшить систему, вице-премьер Дмитрий Григоренко поручил ведомствам проработать «исключение случаев нелегальной торговли кодами маркировки», Минпромторг и другие министерства запустили работу в этом направлении.
Параллельно Минпромторг подготовил поправки в правила маркировки обуви, парфюмерии, шин и упакованной воды, которые начали действовать с 1 сентября 2025 года. Основная цель регулятора — ужесточить контроль за разрешительной документацией в системе «Честный знак». Речь идет о сертификатах, декларациях соответствия обязательным требованиям или свидетельствах о государственной регистрации.
Внедрение маркировки сопряжено с существенными вложениями, оптимизацией логистических цепочек и ростом цен на продукцию, отмечает коммерческий директор логистического оператора MOLCOM Евгений Смирнов. Для сегментов вроде детских игрушек, кофе, спортивного питания или стройматериалов увеличение стоимости составляет 8–12%, подтвердил основатель EW Club, эксперт в сфере e-commerce Ирина Поддубная.

— На складах из-за нехватки кадров выросло число операций с каждой единицей товара. Из-за этого около 5% товаров имеют неправильную маркировку, — рассказала основатель и гендиректор группы компаний Prostore Оксана Любивая.
По ее словам, были случаи, когда вся партия подлежала перемаркировке.
— Мы не прогнозируем существенного и тем более необоснованного повышения цен из-за маркировки. Гораздо более существенное влияние на стоимость товаров оказывает удорожание сырья, энергоресурсов, упаковочных материалов и логистики. Именно эти аспекты требуют постоянного мониторинга и адаптации. Маркировка остается инструментом, который помогает сделать рынок более прозрачным, безопасным и конкурентным. Например, введение маркировки на молочную продукцию в 2021 году, наоборот, замедлило динамику роста цен, — отметила сопредседатель цифрового комитета Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Анна Орлова.
Кроме того, торговые сети принимают меры для сдерживания роста цен, а все заявки поставщиков о повышении проверяются на предмет обоснованности, добавила она.