Сколько можно повторять: Германию готовят к военному конфликту с РФ

ИЗВЕСТИЯ 6 часов назад 6
Preview

Власти Германии решили полностью пересмотреть политику безопасности страны. В ФРГ появится Совет национальной безопасности, а также будет реформирована воинская служба, хотя она и останется добровольной. Основной причиной таких действий называют угрозу со стороны России. При этом некоторые высокопоставленные политики в Берлине считают, что этих мер недостаточно, и настаивают на возвращении обязательно призыва. Подробности — в материале «Известий».

Засели в штаб-квартире

«Россия является и еще долго будет оставаться величайшей угрозой свободе, миру и стабильности в Европе», — заявил канцлер Германии Фридрих Мерц по итогам заседания кабинета министров, подчеркнув, что его коалиция «решительно реагирует на вызов». Он добавил, что из-за Москвы НАТО повышает расходы на оборону до 5% ВВП, а правительство пошло на изменение фискальной политики.

Кабинет министров ФРГ договорился о создании Совета национальной безопасности, состоящего из 13 членов. Он станет связующим звеном между правительством и силовыми структурами, что позволит Германии быстрее реагировать на внешние и внутренние угрозы. Помимо этого, кабмин принял законопроект о новой системе воинской службы, которая должна вступить в силу в начале 2026 года.

Встреча впервые за последние 30 лет прошла не в здании правительства, а в штаб-квартире бундесвера.

Из-за инициативы о новой системе воинской службы в правящей коалиции разгорелись серьезные споры, однако согласия в итоге все же удалось достичь. За пару дней до рассмотрения законопроекта министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль отправил документ на доработку.

Он настаивал на немедленном переходе к обязательной военной службе, считая, что без этого укомплектовать армию невозможно. Его поддержали некоторые влиятельные однопартийцы из блока ХДС/ХСС, включая премьера Баварии, лидера Христианско-социального союза Маркуса Зёдера. В итоге Вадефуль после долгих переговоров с участием Мерца всё же согласился отозвать свое требование.

Всех в армию

Министр обороны Борис Писториус лично разработал законопроект, который предусматривает обязательное анкетирование всех мужчин от 18 лет и женщин, изъявивших желание служить в армии. Глава Минобороны ориентировался на модель Швеции. Он уверен, что это поможет возродить воинский учет, определить годных к службе, а также тех, кто хотел бы ее пройти.

С июля 2027 года, помимо анкетирования, немцы также будут обязаны проходить медкомиссию, по итогам которой определят их категорию годности к прохождению военной службы.

Служба будет по-прежнему добровольной, однако при обострении ситуации не исключается переход к обязательной воинской обязанности. Также власти решили улучшить условия — выплаты для новобранцев решено увеличить на 80%, теперь они составят 2 тыс. евро в месяц.

Ранее Фридрих Мерц Фридрих пообещал сделать бундесвер самой сильной армией Европы. В настоящий момент армия насчитывает около 182 тыс. человек, в дальнейшем ее численность планируют увеличить до 260 тысяч, а резервистов — с 100 тыс. до 200 тыс.

В коалиционном договоре, заключенном между блоком ХДС/ХСС и Социал-демократической партией Германии, не предусмотрен возврат к воинской повинности, существовавшей в стране до 2011 года. Ее тогда по финансовым соображениям отменило правительство ХДС/ХСС.

Что думают эксперты

Старший научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России Артем Соколов в беседе с «Известиями» отметил, что в Германии сейчас «проводится целенаправленная политика по милитаризации немецкого общества и немецкого государства».

— Явным выражением этой политики является создание Совета национальной безопасности и целенаправленные усилия по возвращению всеобщего призыва, отмененного в 2011 году. На данный момент систему комплектования бундесвера оставляют на добровольной основе, хотя и вводят широкую программу оценки призывного потенциального контингента, — напомнил эксперт.

Германист не исключает, что это лишь промежуточный шаг для того, чтобы ввести всеобщую воинскую повинность, поскольку меры по добровольному комплектованию вооруженных сил ФРГ пока не позволяют довести численность бундесвера до 210 тысяч человек, о чем было заявлено ранее. Не так давно власти сообщили, что плановая численность бундесвера уже должна достигать 260 тысяч человек.

— Нет никаких признаков того, что это возможно решить за счет нынешней системы комплектования вооруженных сил. Немецкие власти называют это мерами по предотвращению российской угрозы, подготовке к возможному конфликту с Российской Федерацией на рубеже 2029−2030-х годов, и именно этот надуманный фактор «российской угрозы» является причиной милитаризации немецкого общества, — подчеркнул политолог.

По словам специалиста, если убрать из немецкой политики антироссийский нарратив, то у правительства Мерца исчезнет какое-либо целеполагание.

— Нет успехов в экономике, нет успехов в развитии социальной сферы, и, таким образом, только милитаризация является той темой, на которой правительство Мерца пытается продвигать какую-то последовательную программу действий. Реальная готовность ФРГ к вооруженному конфликту с Российской Федерацией вызывает вопросы, — сообщил аналитик.

Соколов считает, что риторика немецкого кабмина вызвана прежде всего внутриполитическими причинами.

— Это неспособность немецкого руководства решить актуальные проблемы в экономике и в социальной сфере, вызванные прежде всего разрывом российско-германских экономических связей и тем, что у Германии больше нет возможности приобретать российские энергоресурсы. В этих условиях немецкое руководство пытается создать новые благоприятные для себя условия работы, — уверен политолог.

По мнению эксперта, под большим вопросом, как будет работать эта политика в случае, если переговорный процесс вокруг украинского конфликта приведет к прекращению активных боевых действий и тем более в случае нормализации отношений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки.

— Довольно интересно: будет ли Берлин действовать здесь в одиночку, подключая своих европейских партнеров, или будет, например, в ходе следующего электорального цикла менять свою политику по этому вопросу? — задается вопросом специалист.

Профессор СПбГУ Наталья Еремина в разговоре с «Известиями» отмечает, что исторически наблюдалась тенденция к изменению роли Германии в европейской и международной политике со времен объединения двух Германий.

— Было очевидно, что с течением времени ФРГ все же будет пересматривать свою военно-политическую роль. Она все-таки тяготится той ролью, которая ей отведена, находясь под контролем США и не смея высказывать какие-то свои личные инициативы. Бундесвер участвовал во многих коалиционных операциях под эгидой США и НАТО, хотя иногда Германия занимала и противоположную позицию, — пояснила эксперт.

Политолог добавила, что с начала 90-х годов ФРГ пыталась «нащупать свою повестку».

— Видимо, сейчас складываются обстоятельства, которыми Германия пытается воспользоваться. ФРГ не хочет быть политическим карликом и экономическим гигантом. Хотя с экономическим гигантизмом теперь уже все не так однозначно. Немцы видят, что военная сфера является центральной для многих экономик, в частности для того, чтобы привлечь инвестиции, получить какие-то заказы, сотрудничать с американцами и таким образом укреплять, как они говорят, западный фланг, — рассказала специалист.

Берлин, по мнению Ереминой, хочет иметь свой собственный голос.

— Германия не хочет быть на вторых ролях в НАТО, как Франция или Великобритания, а хочет иметь собственный голос. И сейчас Мерц пытается стать тем самым лидером, который эту задачу решит. У него нет никаких других возможностей войти в историю, поэтому он пытается хотя бы вот так заявить о себе, вывести Германию из разряда политических карликов, — резюмировала аналитик.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'