80 лет назад звание Героя Советского Союза было присвоено лётчику Фёдору Архипенко. Он прошёл всю Великую Отечественную войну, совершил 467 боевых вылетов, сбив 30 вражеских самолётов лично и 14 — в составе группы. В октябре 1941-го он, спасая товарища, совершил посадку на оккупированной территории, а затем вместе с ним перешёл линию фронта. После войны Архипенко продолжил служить в ВВС. Находясь в командировке, принимал в авиаучилище экзамены у Юрия Гагарина и лично вручил ему диплом. По словам историков, действия таких лётчиков, как Архипенко, не только наносили прямой ущерб врагу, но и поддерживали моральный дух всего советского народа.
27 июня 1945 года звания Героя Советского Союза был удостоен лётчик Фёдор Архипенко. За время Великой Отечественной войны он совершил 467 боевых вылетов и лично сбил 30 вражеских самолётов. После войны служил в ВВС и, в частности, экзаменовал в авиационном училище Юрия Гагарина.
Первые шаги
Фёдор Архипенко родился 30 октября 1921 года в деревне Авсимовичи Белорусской ССР в семье крестьян-середняков. Будущий лётчик с четырёх лет жил у своего деда Николая, который постарался дать мальчику хорошее образование. В свободное от школы время Фёдор занимался тяжёлым крестьянским трудом.
С девятого класса Архипенко учился в Бобруйске и поступил в местный аэроклуб, занимаясь в котором, проявил задатки хорошего лётчика. Ещё до окончания десятого класса был направлен в Одесскую военную авиашколу, где обучался пилотированию на истребителе И-16. В конце 1939 года получил звание младшего лейтенанта, его назначили на должность лётчика-истребителя и отправили в часть, дислоцированную на Западной Украине. Там он освоил новую крылатую машину — И-153.
В ночь на 22 июня 1941 года Фёдор Архипенко был оперативным дежурным по аэродрому. По воспоминаниям лётчика, около 04:25 утра примерно 60 бомбардировщиков противника нанесли удар по его части. Связь нарушилась, и аэродром оказался практически в полной изоляции.
«Противодействовать ударам бомбардировщиков мы не могли: лётный состав находился в Ковеле у своих близких, а зенитной артиллерии возле аэродрома не было... Постепенно стал прибывать лётный и технический состав, начались отдельные вылеты наших лётчиков. До полудня наш аэродром четыре раза подвергался массированным бомбардировкам. В 11 часов дня из Житомира к нам прилетел авиаполк на самолётах И-153, — писал Архипенко. — Фактически в этой тяжелейшей обстановке никакого руководства на аэродроме не было. Я же, оперативный дежурный... младший лейтенант Фёдор Архипенко, неумело пытался организовать редкие боевые вылеты и эвакуацию разбитых машин... Около 13 часов на аэродром прилетел участник воздушных боёв в Испании... генерал-майор авиации Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев. Прибыв на КП, генерал взял командование в свои руки... Запомнилось, что во время третьего в то утро налёта, когда бомбардировщики в очередной раз наносили удар по аэродрому, генерал Лакеев спокойно стоял на КП и давал по микрофону команду на взлёт звену истребителей. Глядя на этого человека... на то, как хладнокровно он наблюдал за взлётом звена, у меня прошёл мандраж».
В 1941 году Фёдор, участвуя в боях в небе над УССР, освоил новый истребитель ЛаГГ-3. В районе Кременчуга он сбил свой первый немецкий самолёт — Me-109.
15 октября 1941-го в районе реки Псёл немцы подбили самолёт лейтенанта Николая Савина, с которым они работали в паре. Спасая его, Архипенко совершил посадку на оккупированной территории, подломив при этом стойку шасси своего самолёта. Военную форму лётчики оставили у местного жителя, взамен получив старую гражданскую одежду, чтобы выйти к своим. Обманув немцев, пилоты под видом обычных парней перешли линию фронта и, пройдя проверку в контрразведке, добрались до своей части.

«Лётчики проявили незаурядную смелость и силу духа. Они даже не помышляли о сдаче, а с риском для жизни прорвались к своим, чтобы продолжить борьбу с врагом», — отметил в беседе с RT методист Музея Победы Николай Лахтиков.
В 1942 году Архипенко воевал в районе Воронежа и Курска, некоторое время летал на Як-1. Во время Сталинградской битвы в ходе воздушной разведки он получил и оперативно передал командованию сведения, которые помогли Ставке организовать окружение германских войск на Волге.
«Обо всём этом я узнал лишь в 50-е годы, когда был слушателем Военно-воздушной академии... На основании полученных тогда нами разведданных в бой был введён 26-й танковый корпус, двинувшийся на Калач... и замкнувший кольцо окружения вокруг немецкой группировки под Сталинградом», — рассказал Архипенко в своих воспоминаниях.
Золотая звезда
Летом 1943 года лётчик принимал участие в Курской битве, в том числе — в воздушных боях в районе Прохоровки. Архипенко написал в мемуарах, что сбил там 12 вражеских самолётов, однако десять из них были записаны как сбитые в составе группы. В том же году лётчик пересел на истребитель «Аэрокобра».
Под Белгородом Фёдор был ранен в руку и ногу во время немецкой бомбардировки аэродрома Грязи. На руке началась гангрена, стоял даже вопрос об ампутации. Однако врачи справились с болезнью. А вот осколки в теле советского пилота остались на всю жизнь. Не долечившись, с перевязанной рукой, он убежал из госпиталя и договорился, чтобы лётчик санитарного У-2 доставил его поближе к части.
В дальнейшем Фёдор Архипенко участвовал в боях по освобождению Украины от нацистов. Его часть базировалась в Кировограде и Умани. На аэродроме в Полтаве он познакомился с находившимся в СССР американским лётчиком русского происхождения. Рассматривая его полётную карту, Фёдор обратил внимание на красные круги, которыми были обведены многие промышленные объекты на территории Германии, и поинтересовался их назначением. «Эти объекты бомбить запрещено — вложен американский капитал», — пояснил американец.
«Позднее я не раз вспоминал этот эпизод и думал: как же изощрённо и настойчиво готовили страны Запада Германию к походу на СССР, как жадно и цинично в конце войны старались они спасти свои капиталы, порой не нанося ударов по важным военным заводам, зато задействуя сотни самолётов в «площадных» бомбардировках жилых кварталов немецких городов», — отметил в своих воспоминаниях советский лётчик.
В марте 1944 года советские войска вплотную подошли к границе Молдавской ССР. Как вспоминал Архипенко, в одном из сёл в районе Днестра местные жители приняли у себя и накормили лётчиков. Хозяйка пожаловалась на нацистов, которые на днях увели у неё корову. Фёдор в душевном порыве достал деньги и отдал их женщине, попросив купить себе бурёнку. Уже через 40 минут она привела на двор корову, которую приобрела у соседа. Другие лётчики потом по-доброму подшучивали над Фёдором: при перелётах вызывали его по рации и предлагали, например, прикупить бычка из стада, над которым пролетали.
В дальнейшем Архипенко участвовал в освобождении Советской Молдавии, Румынии, Западной Украины и Польши. Получив краткосрочный отпуск, он навестил родных. Оказалось, что бабушку Фёдора за помощь партизанам нацисты сожгли заживо.
«25 января 1945 года мы оказались на территории Германии. Я в тот вечер долго не мог заснуть, ворочался, курил, вспоминался первый день Великой Отечественной войны, погибшие ребята, родные, мелькали в памяти пройденные аэродромы», — писал Фёдор Архипенко.

В начале мая 1945 года Фёдор получил направление на высшие офицерские курсы в Липецк и прошёл теоретическую подготовку в соответствии с занимаемой на тот момент должностью — помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.
«За время войны Архипенко прошёл достойный, героический путь. Было понятно, что он и дальше сможет приносить пользу Родине в рядах военной авиации», — отметил в разговоре с RT эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ Александр Макушин.
27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецкими захватчиками, Фёдору Архипенко присвоили звание Героя Советского Союза. На его счету было 467 боевых вылетов, 30 лично сбитых самолётов противника и 14 — в составе пары или группы.
«Архипенко заслужил высокую награду, сражался всю войну. Удивительно даже, почему звание Героя ему не присвоили раньше — «Золотую Звезду» вручали и за меньшее количество сбитых самолётов», — заявил в беседе с RT представитель Московского отделения Российского военно-исторического общества Сергей Перелыгин.
Из Липецка герой вернулся в свой полк и некоторое время служил в Австрии. Однако он хотел учиться дальше. Командующий 2-й воздушной армией Степан Красовский его в этом стремлении поддержал. В 1946 году Архипенко отправился в Краснознамённую Военно-воздушную академию ВВС. После окончания учёбы был назначен командиром истребительного полка в Сталинградское авиаучилище, в котором проходили подготовку будущие лётчики не только из СССР, но и из других стран. Однако Фёдор рвался в войска, и через некоторое время его перевели на службу в 57-й истребительный авиакорпус.

В конце 1956 года Архипенко отправили в командировку в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова. Там он возглавил государственную экзаменационную комиссию и лично проверял лётные навыки курсанта Юрия Гагарина, а затем подписал и вручил ему диплом об окончании училища.
В дальнейшем Архипенко служил в инспекции Военно-воздушных сил, в том числе занимался расследованием и предотвращением авиакатастроф. Важнейшим достижением на этой должности он считал то, что настоял на исключении «штопора» из программы подготовки лётчиков на МиГ-15. Машина не была приспособлена для исполнения этой фигуры, и это приводило к гибели пилотов.
В 1959 году Архипенко ушёл в запас. Он работал в аэропорту Внуково, а затем окончил Московский инженерно-экономический институт и продолжил свою карьеру в народном хозяйстве. В частности, работал заместителем управляющего трестом «Мособлоргтехстрой». Умер Фёдор Архипенко 28 декабря 2012 года в Москве.
«Лётчики-герои, подобные Архипенко, — символ стойкости и отваги советского народа. Их подвиги не только приблизили разгром фашизма, но и укрепили боевой дух армии и тыла. Сегодня их имена — часть нашей исторической памяти, напоминание о том, что победа ковалась не только на земле, но и в воздухе. Их подвиги продолжают вдохновлять новые поколения на защиту Отечества», — подытожил Николай Лахтиков.