«Символ стойкости и отваги»: за какие подвиги лётчик Фёдор Архипенко был удостоен звания Героя Советского Союза

RT Russia 5 часов назад 39
Preview

80 лет назад звание Героя Советского Союза было присвоено лётчику Фёдору Архипенко. Он прошёл всю Великую Отечественную войну, совершил 467 боевых вылетов, сбив 30 вражеских самолётов лично и 14 — в составе группы. В октябре 1941-го он, спасая товарища, совершил посадку на оккупированной территории, а затем вместе с ним перешёл линию фронта. После войны Архипенко продолжил служить в ВВС. Находясь в командировке, принимал в авиаучилище экзамены у Юрия Гагарина и лично вручил ему диплом. По словам историков, действия таких лётчиков, как Архипенко, не только наносили прямой ущерб врагу, но и поддерживали моральный дух всего советского народа.

27 июня 1945 года звания Героя Советского Союза был удостоен лётчик Фёдор Архипенко. За время Великой Отечественной войны он совершил 467 боевых вылетов и лично сбил 30 вражеских самолётов. После войны служил в ВВС и, в частности, экзаменовал в авиационном училище Юрия Гагарина.

Первые шаги

Фёдор Архипенко родился 30 октября 1921 года в деревне Авсимовичи Белорусской ССР в семье крестьян-середняков. Будущий лётчик с четырёх лет жил у своего деда Николая, который постарался дать мальчику хорошее образование. В свободное от школы время Фёдор занимался тяжёлым крестьянским трудом.

С девятого класса Архипенко учился в Бобруйске и поступил в местный аэроклуб, занимаясь в котором, проявил задатки хорошего лётчика. Ещё до окончания десятого класса был направлен в Одесскую военную авиашколу, где обучался пилотированию на истребителе И-16. В конце 1939 года получил звание младшего лейтенанта, его назначили на должность лётчика-истребителя и отправили в часть, дислоцированную на Западной Украине. Там он освоил новую крылатую машину — И-153.

В ночь на 22 июня 1941 года Фёдор Архипенко был оперативным дежурным по аэродрому. По воспоминаниям лётчика, около 04:25 утра примерно 60 бомбардировщиков противника нанесли удар по его части. Связь нарушилась, и аэродром оказался практически в полной изоляции.

«Противодействовать ударам бомбардировщиков мы не могли: лётный состав находился в Ковеле у своих близких, а зенитной артиллерии возле аэродрома не было... Постепенно стал прибывать лётный и технический состав, начались отдельные вылеты наших лётчиков. До полудня наш аэродром четыре раза подвергался массированным бомбардировкам. В 11 часов дня из Житомира к нам прилетел авиаполк на самолётах И-153, — писал Архипенко. — Фактически в этой тяжелейшей обстановке никакого руководства на аэродроме не было. Я же, оперативный дежурный... младший лейтенант Фёдор Архипенко, неумело пытался организовать редкие боевые вылеты и эвакуацию разбитых машин... Около 13 часов на аэродром прилетел участник воздушных боёв в Испании... генерал-майор авиации Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев. Прибыв на КП, генерал взял командование в свои руки... Запомнилось, что во время третьего в то утро налёта, когда бомбардировщики в очередной раз наносили удар по аэродрому, генерал Лакеев спокойно стоял на КП и давал по микрофону команду на взлёт звену истребителей. Глядя на этого человека... на то, как хладнокровно он наблюдал за взлётом звена, у меня прошёл мандраж».

В 1941 году Фёдор, участвуя в боях в небе над УССР, освоил новый истребитель ЛаГГ-3. В районе Кременчуга он сбил свой первый немецкий самолёт — Me-109.

15 октября 1941-го в районе реки Псёл немцы подбили самолёт лейтенанта Николая Савина, с которым они работали в паре. Спасая его, Архипенко совершил посадку на оккупированной территории, подломив при этом стойку шасси своего самолёта. Военную форму лётчики оставили у местного жителя, взамен получив старую гражданскую одежду, чтобы выйти к своим. Обманув немцев, пилоты под видом обычных парней перешли линию фронта и, пройдя проверку в контрразведке, добрались до своей части.

Советская авиация во время Сталинградской битвыРИА Новости Георгий Зельма

«Лётчики проявили незаурядную смелость и силу духа. Они даже не помышляли о сдаче, а с риском для жизни прорвались к своим, чтобы продолжить борьбу с врагом», — отметил в беседе с RT методист Музея Победы Николай Лахтиков.

В 1942 году Архипенко воевал в районе Воронежа и Курска, некоторое время летал на Як-1. Во время Сталинградской битвы в ходе воздушной разведки он получил и оперативно передал командованию сведения, которые помогли Ставке организовать окружение германских войск на Волге.

«Обо всём этом я узнал лишь в 50-е годы, когда был слушателем Военно-воздушной академии... На основании полученных тогда нами разведданных в бой был введён 26-й танковый корпус, двинувшийся на Калач... и замкнувший кольцо окружения вокруг немецкой группировки под Сталинградом», — рассказал Архипенко в своих воспоминаниях.

Золотая звезда

Летом 1943 года лётчик принимал участие в Курской битве, в том числе — в воздушных боях в районе Прохоровки. Архипенко написал в мемуарах, что сбил там 12 вражеских самолётов, однако десять из них были записаны как сбитые в составе группы. В том же году лётчик пересел на истребитель «Аэрокобра».

Под Белгородом Фёдор был ранен в руку и ногу во время немецкой бомбардировки аэродрома Грязи. На руке началась гангрена, стоял даже вопрос об ампутации. Однако врачи справились с болезнью. А вот осколки в теле советского пилота остались на всю жизнь. Не долечившись, с перевязанной рукой, он убежал из госпиталя и договорился, чтобы лётчик санитарного У-2 доставил его поближе к части.

В дальнейшем Фёдор Архипенко участвовал в боях по освобождению Украины от нацистов. Его часть базировалась в Кировограде и Умани. На аэродроме в Полтаве он познакомился с находившимся в СССР американским лётчиком русского происхождения. Рассматривая его полётную карту, Фёдор обратил внимание на красные круги, которыми были обведены многие промышленные объекты на территории Германии, и поинтересовался их назначением. «Эти объекты бомбить запрещено — вложен американский капитал», — пояснил американец.

«Позднее я не раз вспоминал этот эпизод и думал: как же изощрённо и настойчиво готовили страны Запада Германию к походу на СССР, как жадно и цинично в конце войны старались они спасти свои капиталы, порой не нанося ударов по важным военным заводам, зато задействуя сотни самолётов в «площадных» бомбардировках жилых кварталов немецких городов», — отметил в своих воспоминаниях советский лётчик.

В марте 1944 года советские войска вплотную подошли к границе Молдавской ССР. Как вспоминал Архипенко, в одном из сёл в районе Днестра местные жители приняли у себя и накормили лётчиков. Хозяйка пожаловалась на нацистов, которые на днях увели у неё корову. Фёдор в душевном порыве достал деньги и отдал их женщине, попросив купить себе бурёнку. Уже через 40 минут она привела на двор корову, которую приобрела у соседа. Другие лётчики потом по-доброму подшучивали над Фёдором: при перелётах вызывали его по рации и предлагали, например, прикупить бычка из стада, над которым пролетали.

В дальнейшем Архипенко участвовал в освобождении Советской Молдавии, Румынии, Западной Украины и Польши. Получив краткосрочный отпуск, он навестил родных. Оказалось, что бабушку Фёдора за помощь партизанам нацисты сожгли заживо.

«25 января 1945 года мы оказались на территории Германии. Я в тот вечер долго не мог заснуть, ворочался, курил, вспоминался первый день Великой Отечественной войны, погибшие ребята, родные, мелькали в памяти пройденные аэродромы», — писал Фёдор Архипенко.

Советская авиация над Украиной в 1944 годуРИА Новости Олег Кнорринг

В начале мая 1945 года Фёдор получил направление на высшие офицерские курсы в Липецк и прошёл теоретическую подготовку в соответствии с занимаемой на тот момент должностью — помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.

«За время войны Архипенко прошёл достойный, героический путь. Было понятно, что он и дальше сможет приносить пользу Родине в рядах военной авиации», — отметил в разговоре с RT эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ Александр Макушин.

27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецкими захватчиками, Фёдору Архипенко присвоили звание Героя Советского Союза. На его счету было 467 боевых вылетов, 30 лично сбитых самолётов противника и 14 — в составе пары или группы.

«Архипенко заслужил высокую награду, сражался всю войну. Удивительно даже, почему звание Героя ему не присвоили раньше — «Золотую Звезду» вручали и за меньшее количество сбитых самолётов», — заявил в беседе с RT представитель Московского отделения Российского военно-исторического общества Сергей Перелыгин.

Из Липецка герой вернулся в свой полк и некоторое время служил в Австрии. Однако он хотел учиться дальше. Командующий 2-й воздушной армией Степан Красовский его в этом стремлении поддержал. В 1946 году Архипенко отправился в Краснознамённую Военно-воздушную академию ВВС. После окончания учёбы был назначен командиром истребительного полка в Сталинградское авиаучилище, в котором проходили подготовку будущие лётчики не только из СССР, но и из других стран. Однако Фёдор рвался в войска, и через некоторое время его перевели на службу в 57-й истребительный авиакорпус.

У входа в Высшее военно-авиационное училище лётчиков имени И.С. Полбина (бывшее Чкаловское военное авиационное училище лётчиков)РИА Новости В. Шалабай

В конце 1956 года Архипенко отправили в командировку в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова. Там он возглавил государственную экзаменационную комиссию и лично проверял лётные навыки курсанта Юрия Гагарина, а затем подписал и вручил ему диплом об окончании училища.

В дальнейшем Архипенко служил в инспекции Военно-воздушных сил, в том числе занимался расследованием и предотвращением авиакатастроф. Важнейшим достижением на этой должности он считал то, что настоял на исключении «штопора» из программы подготовки лётчиков на МиГ-15. Машина не была приспособлена для исполнения этой фигуры, и это приводило к гибели пилотов.

В 1959 году Архипенко ушёл в запас. Он работал в аэропорту Внуково, а затем окончил Московский инженерно-экономический институт и продолжил свою карьеру в народном хозяйстве. В частности, работал заместителем управляющего трестом «Мособлоргтехстрой». Умер Фёдор Архипенко 28 декабря 2012 года в Москве.

«Лётчики-герои, подобные Архипенко, — символ стойкости и отваги советского народа. Их подвиги не только приблизили разгром фашизма, но и укрепили боевой дух армии и тыла. Сегодня их имена — часть нашей исторической памяти, напоминание о том, что победа ковалась не только на земле, но и в воздухе. Их подвиги продолжают вдохновлять новые поколения на защиту Отечества», — подытожил Николай Лахтиков.

 

Читать в RT Russia
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'