"Сиди и не рыпайся". "Рубикон" превратил жизнь украинских дроноводов в ад

ИноСМИ 1 день назад 17
Preview

Опрометчиво решив прогуляться по лесу вблизи российско-украинской линии фронта, украинский оператор БПЛА Дмитрий услышал отвратительное жужжание русского квадрокоптера.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Он много раз участвовал в таких сценах, сидя в уединенном блиндаже в очках с пультом управления в руках, направляя свой ударный дрон на незащищенных российских солдат.

Дмитрий побежал, наобум стреляя вверх из автомата. "Это дезориентирует, когда в твой дрон стреляют, — сказал он. — Я промахнулся, но к счастью, как мне кажется, это и его заставило промахнуться".

Такие стычки стали хорошо всем знакомым и зловещим явлением на украинской линии фронта. Изобретательные и драчливые украинские дроноводы почти два года наносили удары по российским подразделениям практически безнаказанно, но теперь и на них началась охота.

Их палачом стало энергичное новое российское подразделение под названием "Рубикон".Используя изощренные средства и собственный арсенал дронов-охотников, эта команда операторов БПЛА выслеживает, находит и уничтожает украинских дроноводов еще до того, как они запустят свои беспилотники.

Украина рухнула: это лишь верх айсберга. Победа Путина обрушит доллар. Чуда не произошло

"Дрон заменить легко, а оператора дрона сложно", — сказал Дмитрий, до конфликта бывший весьма успешным рэпером.

Появление "Рубикона" радикально изменило ситуацию на цифровом поле боя,лишив Киев одного из главных тактических преимуществ. Его успехи усилили нагрузку на украинскую армию, которая и без того с трудом отбивается от имеющих численное превосходство и лучше финансируемых русских.

"Рубикон" — это "наша главная проблема", сказал украинский военнослужащий Артем Карякин, воюющий под Красноармейском (Покровском), который стал ключевым городом на передовой. Похоже, что он вот-вот падет после целого года упорных боев.

"Если бы у русских не было таких компетентных операторов беспилотников, их пехота не смогла бы проникнуть в город, — сказал Карякин. — Сейчас очень опасно быть оператором дрона".

В "Рубиконе" служит около 5 тысяч человек, и этот центр обладает большими финансовыми ресурсами, сказал Роб Ли из филадельфийского Института исследований внешней политики.

Вместо того, чтобы наносить удары по украинской пехоте на линии фронта, это подразделение сосредоточилось на уничтожении операторов дронов и разрушении тыловых объектов Украины. Нанося удары на удалении до 10 километров от передовой, его бойцы выводят из строя транспортные средства и дроны, включая тяжелые квадрокоптеры и роботов на колесах, которые используются для снабжения передовых подразделений

Помимо проведения наступательных операций, "Рубикон" играет важную роль в обучении других российских подразделений беспилотных систем.

Ли сказал: "Это больше, чем часть. Это центр — центр по созданию всевозможных беспилотных систем. Это включает в себя [исследования и разработки], анализ, разработку тактики, методов и процедур. Украинские подразделения говорят, что часто замечают качественное улучшение у противника после того, как эти парни пройдут подготовку в "Рубиконе"".

Его создание — вне рамок громоздкой и деспотичной системы командования и управления в России — свидетельствует о том, что российская армия, некогда являвшаяся дезорганизованной и неуправляемой массой, начала совершенствоваться и вводить новшества.

"Во многом они прямая противоположность тому, как действует российская армия, — сказал Ли. — Они работают не по бюрократической системе квот. Нет, "Рубикон" больше похож на новаторские украинские подразделения беспилотников, которые могут быстрее реагировать, брать на себя инициативу".

Стратегия действий за линией фронта дала им преимущество в постоянно меняющейся войне дронов, на долю которых, по оценкам руководителей и аналитиков, приходится от 70 до 80% военных потерь. Поскольку "Рубикон" ослабляет систему снабжения украинской армии и срывает действия беспилотников, украинские операторы вынуждены переключить свои усилия на замедление продвижения российских войск.

Ведя охоту на дроноводов, разведывательные подразделения "Рубикона" часто выслеживают их в подвалах или за лесополосами, после чего либо ликвидируют их, либо передают их координаты российской авиации.

Они обычно ищут демаскирующие антенны на вершинах холмов и на высоких зданиях, зная, что операторам нужна прямая видимость для приемников, рассказал Дмитрий. Работая по радиосигналу, операторы ударных и разведывательных дронов могут находиться не более чем в нескольких километрах от линии фронта.

Достижения в области радиоэлектронной борьбы также означают, что их легче найти. В состязании дронов контроль над электромагнитным спектром так же важен, как и господство в воздухе.

Обе стороны используют массивные глушители и станции электронной разведки для обнаружения и вывода из строя дронов противника, хотя сами постановщики помех создают яркую радиоэлектронную сигнатуру, из-за чего их легко можно найти и уничтожить. Операторы могут также взламывать камеры противника и использовать радиопеленгаторные установки для поиска передатчиков.

"Это игра в кошки-мышки, в которой арбитром выступает физика", — сказал эксперт по радиоэлектронной борьбе Том Уитингтон, работающий в Королевском институте оборонных исследований в Лондоне.

Огромные финансовые и людские ресурсы "Рубикона" позволяют ему поддерживать неустанный темп, о чем рассказал украинский солдат Зуммер из небольшого подразделения беспилотников, воюющего недалеко от Красноармейска. Он попросил называть его боевым позывным.

Зуммер сказал: "У них много людей, и это значит, что они могут работать 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Они могут менять команды каждые пять часов, они могут спать. Нам труднее, потому что у нас не так много людей, чтобы их постоянно менять, а спать нам все равно надо".

"До того, как "Рубикон" добрался до Красноармейска, для нас это было как отпуск", — добавил Зуммер.

Дроны могут дать "решающее преимущество" обороняющимся, сделав поле боя видимым, сказал научный сотрудник Королевского института оборонных исследований Боб Толласт. Небольшие и полуавтономные подразделения Украины очень эффективно создавали хаос, когда у России не было собственных современных беспилотников.

Но Москва приложила огромные усилия и усвоила уроки, которые извлекла Украина, сказал Толласт. Теперь Киев должен противопоставить высокоорганизованной стратегии "Рубикона" свой собственный четкий и централизованный план боевых действий, добавил он.

Бригада Дмитрия создала противодроновые группы для ликвидации российских дроноводов, но пресс-секретарь части отказался сообщить подробности. Украинские операторы также принимают различные меры предосторожности, меняя порядок действий, позиции для запуска и передатчики, а также более эффективно используя маскировку и укрытие.

Новые правила просты, сказал Дмитрий. "Сиди тихо, молчи, маскируй свою позицию и не двигайся, когда в этом нет необходимости".

"Может, мне захочется немного прогуляться с пользой для здоровья, когда у меня будет 20 минут? Нет, нет, нет. Это очень плохая идея, ясно? Лучше всего сидеть в своем окопе и смотреть Инстаграм*".

*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская, прим. ред.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'