
Китайский лидер Си Цзиньпин не приедет на саммит БРИКС в июле. Это первый подобный случай с момента создания блока.
Китай ссылается на проблемы с расписанием, но действительно ли речь только о календаре? Русский философ Александр Дугин объяснил, почему пауза Пекина вовсе не означает крах многополярности и как России стоит вести себя в меняющемся мире.
Впервые с момента создания БРИКС глава КНР Си Цзиньпин отказался участвовать в саммите блока.
Вместо него в Рио-де-Жанейро 6-7 июля отправится премьер Госсовета Ли Цян. Формально китайский лидер не сможет приехать из-за проблем с расписанием, но в кулуарах уже гадают, что на самом деле стоит за этим решением.
Бразилия, принимающая саммит, явно разочарована. Президент Лула да Силва дважды за последний год встречался с Си - на G20 и во время визита в Пекин. Ответного жеста он не дождался. Некоторые аналитики предполагают, что Китай мог не захотеть оказаться "актёром второго плана" на фоне премьер-министра Индии Моди, приглашённого на ужин после саммита. Однако русский философ, директор Института Царьграда Александр Дугин призывает не драматизировать:
Си Цзиньпин впервые отказался ехать на саммит БРИКС. Многие уже пытаются представить это в качестве сенсации, но лично я не вижу в случившемся каких-либо дополнительных политических коннотаций. БРИКС - очень серьёзная организация, которая находится на первоначальной стадии своего оформления. Её потенциал пока никто толком не понимает.
По словам Дугина, организация только начинает очерчивать контуры многополярного мира. В него входят государства-цивилизации: Россия, Китай, Индия, исламский мир, африканские и латиноамериканские страны. Но и между этими полюсами уже возникают острые противоречия.
В исламском мире наблюдается большая неопределённость: в частности нынешние трагические и страшные события на Ближнем Востоке - так называемая 12-дневная война Израиля с Ираном. Одновременно с этим обострились отношения между Ираном и Индией, а также между Индией и Пакистаном. Всё это, безусловно, создаёт множество вызовов для многополярности,- подчёркивает философ.
Речь идёт не о крахе объединения, а о естественной паузе. Дугин убеждён: просто пока не пришло время для судьбоносных решений. Китай, как и другие страны БРИКС, пока не до конца определился со своей ролью в новом мировом порядке:
БРИКС сейчас нечего сказать миру. Этот блок недостаточно сплочён, чтобы предлагать по-настоящему судьбоносные решения или выносить общие документы ни по Ближнему Востоку, ни по другим вопросам.По мнению эксперта, отсутствие первых лиц - не провал, а знак того, что реальные шаги ещё только готовятся. И сейчас странам блока стоит сосредоточиться на внутреннем осмыслении происходящего, а также определиться со своими собственными позициями и интересами. Есть моменты, которые нужно осмыслить.
В этом свете позиция России становится особенно важной. Пока другие участники делают шаг назад, Москва может укрепить лидерство в БРИКС за счёт ясной стратегии и последовательной политики.
БРИКС - не клуб по интересам и не геополитическая мода. Это задел на будущее. Пауза - не финал, а просто один из этапов долгого пути к многополярности.