Москва-река заметно меняется, и всё это благодаря нарастающей популярности электрического речного транспорта и увеличению интереса к речным круизам и прогулкам, о чём в своём блоге сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
В период с апреля по ноябрь 2024 года круизными поездками по воде воспользовались более 370 тыс. человек, что на 15% больше, чем в 2023 году. Наибольшее предпочтение пассажиры отдают маршрутам в Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Ярославль. В сезон Северный и Южный речные вокзалы ежедневно принимали и отправляли до 30 судов. В общей сложности было выполнено более 2,1 тыс. круизных рейсов — это на 10% больше, чем в прошлом году.
Также выросло количество поездок на маршрутах к причалам «Химки» и «Захарково», достигнув 264 тыс. поездок, что на 22 тыс. больше. Речные прогулки продолжают быть любимым увлечением как жителей, так и гостей столицы. В этом году на акватории Москвы-реки было более 150 прогулочных теплоходов, и они обслужили свыше 1,5 млн пассажиров.
В 2023 году впервые в мире были запущены круглогодичные маршруты электрического транспорта — «Киевский – Сердце столицы» и «ЗИЛ – Печатники». В нынешнем году маршрут был продлён до причала «Парк Фили» и теперь носит название «Киевский – Парк Фили». За год маршруты обзавелись шестью новыми причалами. Российские суда класса «Лёд 20», которые могут самостоятельно пробивать лёд до 20 сантиметров толщиной, перевозят пассажиров по этим маршрутам.
С момента начала работы круглогодичные электросуда совершили более 58 тыс. рейсов, преодолели свыше 520 тыс. километров и перевезли 1,5 млн пассажиров. Наиболее посещаемыми причалами стали «Киевский», «Парк Фили», «Печатники», «Сити Центральный», «ЗИЛ» и «Южный речной вокзал».
В июне флот пополнился четырьмя новыми электросуднами: «Каменка», «Люблинка», «Кузнецовка» и «Пахра», что позволило уменьшить интервал между рейсами и увеличить их количество. На текущий момент московский электрофлот насчитывает 21 судно, каждое из которых носит имя одной из московских рек.
Северный и Южный речные вокзалы после реставрации стали важными водными воротами столицы. Северный вокзал обслуживает 17 причалов, откуда отправляются круизные и прогулочные суда, а также регулярные маршруты до «Захарково» и «Химки», что служит удобной альтернативой наземному транспорту. Южный речной вокзал тоже принимает круизные суда и включён в круглогодичный маршрут «ЗИЛ – Печатники».
На этих речных вокзалах проходит множество мероприятий, таких как лекции, мастер-классы, спортивные занятия и выставки. Здесь также отмечаются городские праздники и проводятся яркие фестивали. За год прошло более 700 мероприятий, и вокзалы посетили 2,5 млн жителей и гостей города.
Москва продолжает развитие речного электротранспорта. До конца 2025 года планируется вводить ещё десять электросудов, восемь из которых уже строятся на верфи в Санкт-Петербурге. Также ожидается прибытие пяти плавучих причалов, которые сооружаются в Перми, для организации новых остановок.
Существуют также планы по созданию собственного производства для экотранспорта. В Нагатинском затоне возводится инновационный судостроительный кластер, способный производить до 50 электросудов и обслуживать до 100 единиц водного транспорта ежегодно.
Предполагается, что к 2030 году Москва расширит сеть круглогодичных речных маршрутов до семи, охватив ими всю акваторию. Это значительно улучшит транспортную доступность в городских районах и обеспечит москвичей современными и удобными способами передвижения.
Ранее Сергей Собянин сообщил, что Москва-Сити МЦД-1 станет крупнейшим городским вокзалом.