Сценический отпуск: главе МХАТ Владимиру Кехману предъявили обвинение

ИЗВЕСТИЯ 1 день назад 16
Preview

Директору МХАТ и художественному руководителю Михайловского театра Владимиру Кехману предъявили обвинение в растрате, сообщили «Известиям» источники в правоохранительных органах. Они отмечают, что проверяется информация о завышении сметы на три подряда, по делу проходят еще несколько человек. В ближайшее время главе МХАТ могут избрать меру пресечения, которая, как полагает источник, не будет связана с заключением под стражу. О том, что грозит Владимиру Кехману, — в материале «Известий».

В чем обвинили Владимира Кехмана

Обвинение в растрате средств при реконструкции сцены МХАТ им. Горького предъявили его директору Владимиру Кехману, сообщили «Известиям» несколько источников в правоохранительных органах.

— Были превышены сметы на три подряда, — рассказал собеседник. — Ему предъявили обвинение, меру пресечения пока не избирали. Скорее всего, следует ждать домашнего ареста. По делу есть еще несколько задержанных.

Владимира Кехмана доставили в Следственный комитет 9 июля и отпустили только на следующий день. В день допроса сотрудники правоохранительных органов провели обыски по адресам главы театра, а также в самом учреждении и ряде компаний, которые получали подряды от МХАТ.

Претензии к Кехману могут быть связаны с контрактами на восстановление старой сцены МХАТ, сообщали источники «Известий». Ремонтные работы начались в 2022 году. Общая сумма госконтрактов с начала реконструкции превысила 2 млрд рублей, подсчитали «Известия». Театр оплачивал разработку проектной документации, работы по ремонту, закупку и монтаж оборудования. Большая часть контрактов приходится на 2022 и 2023 годы. В 2025 году госзакупки московского театра, так или иначе связанные с ремонтом, превысили 130 млн рублей.

Однако несмотря на продолжительное время работ и потраченные суммы, объект должны сдать только в октябре 2025 года.

«Известия» направили запрос в Минкультуры с просьбой пояснить, планируются ли кадровые перестановки в театрах в связи с уголовным делом в отношении Кехмана, и кто может заменить его на руководящих постах театров на время разбирательств.

Долги Кехмана составляют 18 млрд рублей

Кроме того, как выяснили «Известия», у главы МХАТ есть огромные долги. Согласно данным на сайте Федеральной службы судебных приставов, его задолженность составляет почти 18 млрд рублей. В отношении Кехмана открыто шесть исполнительных производств по долгам за кредиты.

Не исключено, что это следствие истории, которая тянется еще с 2012 года. Тогда Владимир Кехман занимался бизнесом, и его компания JFC (в то время — крупный поставщик в Россию фруктов, в частности, бананов) объявила себя банкротом. После этого ряд банков обвинили менеджеров компании в хищении кредитных денег. «Сбербанк» заявлял о хищении 6 млрд рублей, общая сумма претензий превышала 18 млрд руб. В 2017 году уголовное дело по этому эпизоду завершилось — за истечением срока давности.

Но в том же году в отношении самого Кехмана началась процедура банкротства и реализации имущества. Дело в том, что он выкупил часть долгов JFC.

— Кехман был должен около 9,5 млрд рублей, эта сумма проходит по реестру требований кредиторов и зафиксирована судебными решениями. У него было несколько компаний, в каких-то он был поручителем. Погасить весь долг он не смог, только 9 миллионов, — рассказал Михаил Бологов, которого тогда суд назначил финансовым управляющим.

Чтобы погасить долг, на аукционе было продано имущество Кехмана — дорогие запонки, несколько картин, в том числе портрет самого Кехмана. Иного имущества, подлежащего реализации, у должника не было.

— По закону, если недвижимость является единственным местом для проживания, ее нельзя изымать в конкурсную массу, — сказал Михаил Бологов.

Всё это не помешало Кехману в 2015 году стать директором Новосибирского государственного театра оперы и балета. В 2016-м Центральный райсуд Новосибирска постановил оштрафовать его 200 тыс. рублей — за ремонт театра, во время которого были допущены нарушения законодательства об охране предметов культурного наследия. А в 2021 году Кехман стал еще и директором МХАТа.

Что грозит Владимиру Кехману

За растрату средств в особо крупном размере Кехману может грозить как штраф, так и до десяти лет лишения свободы, отметила адвокат, правозащитник Екатерина Кутузова.

— Скандалы, связанные с растратой бюджетных средств в сфере культуре, в том числе в театрах, случаются регулярно, особенно во время дорогостоящих реконструкций, закупки оборудования, костюмов, декораций, — сказала она.

Переход Кехмана из статуса свидетеля в статус обвиняемого может свидетельствовать о том, что следствие установило как минимум предварительную схему действий, в которой он мог играть активную роль, полагает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Например, он мог санкционировать финансирование сомнительных подрядов или принимал участие в завышении смет и подписании фиктивных актов выполненных работ.

— Применение именно этой части статьи указывает на то, что сумма причиненного ущерба, по версии следствия, превышает 1 млн рублей и имеет признаки системной схемы, — добавила эксперт.

По данным источников «Известий», в материалах дела фигурирует превышение сметной стоимости как минимум по трем подрядным контрактам. Это, по словам Екатерины Косаревой, типичная схема, хорошо знакомая следственным органам в делах, связанных с государственным финансированием в сфере культуры.

— Суть ее заключается в завышении стоимости работ по реконструкции, ремонту или оснащению учреждений культуры, — пояснила она. — Генеральный подрядчик может передавать выполнение работ субподрядчикам, при этом реальные объемы и стоимость услуг расходятся с оформленными в официальной отчетности актами. Зачастую работы либо выполняются не в полном объеме, либо оплачиваются по завышенным расценкам, либо включаются позиции, которые фактически не поставлялись.

Скорее всего, органам предварительного расследования удалось собрать достаточную доказательную базу, позволяющую перейти от стадии допросов к формальному обвинению.

— Особое значение имеет тот факт, что в контексте культурных учреждений, таких как театры и музеи, речь всегда идет о расходовании бюджетных субсидий, часто в рамках целевых программ, — добавила эксперт. — Автономный статус таких учреждений позволяет их директорам самостоятельно распределять средства, но при этом именно они несут полную ответственность за законность и обоснованность расходов.

При недостаточном контроле со стороны учредителя или Минкультуры создаются предпосылки для злоупотреблений — особенно в условиях многослойной системы подрядов, неформальных связей и закрытости закупок, сказала она.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'