Воздушно-космические силы России получили новую партию истребителей Су-35 поколения “4+”, которые, как сообщалось 25 июня, были переданы государственной Объединенной авиастроительной корпорацией в рамках текущего государственного оборонного заказа. Изготовленные на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе на Дальнем Востоке, истребители прошли полный цикл заводских испытаний, проверку на различных рабочих режимах, и вылетели на аэродром базирования.
Комментируя поставку, первый заместитель генерального директора российского военно-технологического гиганта “Ростех” Владимир Артяков заявил: “Военные летчики дают высокую оценку характеристикам Су-35С. В ходе СВО самолет зарекомендовал себя как лучший в своем классе. Он позволяет применять широкую номенклатуру вооружения во всем диапазоне высот и скоростей, использовать самые сложные виды техники пилотирования и боевого применения. Эти истребители показывают наилучшие летные качества, превосходные характеристики навигационного и прицельного комплексов. Наши машины помогают выполнять все поставленные задачи и приближать победу”.
Су-35 активно использовались в воздушных операциях на украинском театре военных действий, и с февраля 2022 года записали на свой счет множество сбитых истребителей ВСУ МиГ-29 и Су-27, не понеся при этом подтвержденных потерь в воздушных боях.
Рассуждая о планах по Су-35, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Вадим Бадеха отметил: “Мы нацелены на сохранение ритма работы по самым востребованным нашими Вооруженными силами авиационным комплексам, к которым, безусловно, относится самолет Су-35С. Мы также повышаем производственную эффективность. К 2030 году планируем повысить производительность труда на 30%. Эта работа дает нам возможность существующими ресурсами обеспечить большие объемы выпуска продукции по гособоронзаказу, который в этом году растет и превысит высокие показатели прошлого года”.
Ранее в мае Бадеха сообщил, что ведутся работы по расширению производства Су-35. На соответствующее решение повлияло как ожидание новых крупных иностранных заказов, так и планы расширить парк российских истребителей за счет новых закупок. В начале 2025 года ВВС Алжира стали вторым иностранным заказчиком Су-35, а ВВС Ирана, как ожидается, начнут получать истребители до конца года.
Ранее ожидалось, что производственный цикл Су-35 будет ограничен всего 200 самолетами, хотя рост напряженности с НАТО и дальнейшие серьезные задержки в разработке истребителя пятого поколения Су-57 и перехватчика следующего поколения ПАК ДП увеличили зависимость ВКС от Су-35 как от ведущей платформы воздушного боя. Расширение производства Су-35 фактически повторяет ранее выделенные инвестиции в ускорение поставок Су-34 и Су-57, чье производство за последние два года увеличилось более чем вдвое.
Первые заказы на Су-35 были размещены в 2009 году — отчасти в ответ на серьезные недостатки, выявленные в российско-грузинской войне годом ранее. Первый из самолетов поступил на вооружение в 2014 году. Вскоре после этого они приняли боевое крещение в 2015 году, когда были развернуты в поддержку операций по борьбе с повстанцами в Сирии, а также приняли участие в многочисленных “нелетальных” перехватах западных самолетов, действовавших против сирийского государства, включая F-22 ВВС США.
Продолжающийся конфликт на украинском театре военных действий с тех пор предоставил обширные возможности для высокоинтенсивных боевых испытаний, которые были недоступны для истребителей других стран. Украинские источники и международные аналитики постоянно отмечают значительные преимущества, которые российские истребители сохраняют по сравнению с украинскими, включая Mirage 2000, F-16 и Су-27, а представитель ВВС Украины Юрий Игнат в марте посетовал: “Модификации, которые есть у Украины, не могут конкурировать один на один в воздушном бою. Нам нужен комплексный подход, поскольку российский Су-35 — относительно новый самолет… Сюда входят наземные средства противовоздушной обороны, системы радиоэлектронной борьбы и, в идеале, бортовые радары. Также важны бортовые радары для наших самолётов и ракеты класса “воздух – воздух”.
Вне украинского театра военных действий Су-35 участвовали в многочисленных перехватах сил НАТО, включая тесное сближение с истребителем польских ВВС, а также с эстонскими военными судами, защищая танкер “Ягуар” в Балтийском море.