С позиции силы: Китай разрешил поставлять чипы в ЕС

ИЗВЕСТИЯ 1 день назад 4
Preview

Китай возобновил экспорт некоторых чипов компании Nexperia, что может смягчить дефицит поставок в автомобильной промышленности и стать шагом к разрешению конфликта с Нидерландами. В свою очередь, голландцы откажутся от попыток поставить подконтрольную китайскому бизнесу корпорацию под свой контроль. Таким образом, очередной кризис в экономических взаимоотношениях между Пекином и Брюсселем должен быть разрешен. Почему скандал вокруг транснационального производителя полупроводников оказался настолько важен, кого в итоге можно считать победителем в этом споре и как проявилась еще одна стратегическая уязвимость ЕС — в материале «Известий».

Почему Nexperia важна

Основная проблема в конфликте c Nexperia состоит в том, что это не рядовой производитель чипов. Нидерланды — страна, которая является европейским лидером в полупроводниковой индустрии, хотя в целом в ЕС этот сектор развит слабее, чем в Восточной Азии или Северной Америке. Достаточно вспомнить ASML, единственного поставщика аппаратов с EUV-фотолитографией в мире, позволяющих производить самые современные чипы (техпроцессы 5 нм и ниже).

Неудивительно, что Nexperia — один из крупнейших производителей чипов на континенте — находится именно там, хотя ее заводы расположены в разных странах. Nexperia долгое время являлась подразделением Philips. В 2006 году она (под названием NXP Technologies) была отпущена в «свободное плавание», а позже была приобретена консорциумом инвесторов во главе с китайским инвестфондом. В конечном итоге прошедшая ребрендинг компания была куплена китайской Wingtech.

Nexperia выпускает сравнительно простые чипы на технологических процессах, далеких от последнего слова техники. Однако это важнейшие вещи: диоды, транзисторы и другие комплектующие, без которых трудно представить существование множества сложных изделий современного гражданского сектора. Общий ежегодный объем выпуска оценивается в 100 млрд деталей.

Ключевое направление — автомобильная промышленность, причем главными потребителями продукции Nexperia являются европейские автопроизводители, включая Volkswagen и Mercedes. Именно они в результате конфликта оказались под ударом в первую очередь. Когда скандал с Nexperia только разразился, гендиректор Mercedes Ола Каллениус признался, что компания вынуждена «в спешке искать альтернативы», чтобы избежать кризиса поставок. Ситуация во многом напомнила крах логистических цепочек во время пандемии.

«Относительно честная» национализация

В октябре 2025 года правительство Нидерландов применило редкий правовой инструмент — Закон о доступности товаров, чтобы взять под временный контроль управление Nexperia. В обоснование своего вмешательства голландское государство указало на действия основателя Wingtech Чжан Сюэчжэна, которые, согласно формулировке, представляют «нецелевое использование финансовых ресурсов для личного обогащения генерального директора, а также его других компаний в Китае». Wingtech отклонила эти утверждения и потребовала восстановить его на посту генерального директора Nexperia после отстранения судом Амстердама.

Реальные причины конфликта были глубже. Во-первых, в ситуации политического обострения Евросоюз и конкретно нидерландское правительство озаботились европейским технологическим суверенитетом. Были опасения, что Wingtech может переместить ключевые технологии и ноу-хау в Китай, лишив Европу критически важных компетенций. Это могло быть чрезмерно резкой реакцией на ситуацию, поскольку большая часть технологий, по которым работает Nexperia, в Китае и так известны.

Но еще важнее было давление из Вашингтона. США уже не первый год стараются заставить Нидерланды до минимума сократить сотрудничество с Китаем в области полупроводников. Поставки новых фотолитографических машин в КНР запрещены уже давно, постоянно вводятся всё новые статьи экспортного контроля. Хотя голландцам это грозит серьезными убытками, игнорировать американские требования в Амстердаме вряд ли получится. Вице-президент китайской компании даже назвала нидерландское министерство экономики «послушной овцой», следующей за Вашингтоном.

Впрочем, эскалация конфликта длилась недолго и показала, где на самом деле находится рычаг влияния. Китай ответил симметрично, введя ограничения на экспорт чипов, производимых на заводах Nexperia в КНР. Поскольку на эти предприятия приходилось около половины всех мощностей компании, решение создало непосредственную и реальную угрозу для европейского автопрома. Последующие события показали, что ЕС не был готов к такой ценовой войне.

Уже в начале ноября голландские власти, по сообщениям Bloomberg, были готовы приостановить действие своих полномочий в отношении Nexperia в случае возобновления поставок из Китая. КНР, в свою очередь, «приняла меры к разрешению экспорта некоторых чипов». Итог выглядел не как безоговорочная капитуляция, а, скорее, как тактический размен, который позволил сторонам сохранить лицо.

Стратегическая зависимость

Тем не менее эпизод проиллюстрировал всё более заметную в ЕС тенденцию: зависимость Европы от Китая носит стратегический характер. Как отмечала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, более 90% редкоземельных магнитов, необходимых для «зеленых» технологий и оборонной промышленности, ЕС импортирует из КНР. По некоторым позициям, как в случае с магнитами, эта зависимость достигает 98%. Всё это вполне может быть использовано как рычаг, противовеса которому у Брюсселя и отдельных государств ЕС по большому счету нет.

Фактически этот конфликт преподносит урок новой геополитической реальности. Попытка Европы силой отнять критически важный актив обернулась против нее же, поскольку возник риск разрыва цепочки поставок, от которых зависит собственная промышленность ЕС. В глобальной экономике взаимозависимость может быть асимметричной, что и показал этот случай.

Китай, демонстративно разрешив экспорт чипов, показал, что обладает значительным рычагом влияния и способен использовать экономическую зависимость ЕС в качестве инструмента политического давления. Разумеется, кризис пока еще не завершен, и противостояние может быть возобновлено под новыми предлогами. Но сомнительно, что после предварительного урегулирования торговых вопросов между США и Китаем Вашингтон будет так же агрессивно давить на европейских партнеров. Сами же они едва ли будут лишний раз раззадоривать Пекин, почувствовавший свою силу.

Параллельно выяснилась и другая критическая уязвимость ЕС: страны Союза в целом находятся отнюдь не в сильной позиции для отстаивания своих экономических интересов на мировом рынке. И дело не только в поставках сырья. Очевидно, Брюсселю приходится отступать практически по всем пунктам. По всей видимости, в ближайшее время это может подтвердить и конфликт вокруг экологических стандартов и поставок газа из Катара.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'