Прошло около трех лет или даже чуть больше с тех пор, как началась специальная военная операция России на Украине. Я решил вспомнить, что происходило в те первые дни. Мне было очень страшно. Думаю, что я был напуган даже больше, чем русские, потому что я смотрел еще и зарубежные новости. В них говорилось, что санкции разрушат российскую экономику. И мы подумали: "Черт возьми, что же будет с экономикой? Неужели всех ждет крах? Рубль обвалится?" В общем, это был всеобъемлющий страх перед будущим.
Иностранные компании начали покидать Россию. McDonald’s объявил об окончательном уходе с российского рынка. За ним последовали IKEA, Zara и другие бренды, к которым мы привыкли. А потом приостановилось авиасообщение. Мы больше не могли летать напрямую в Европу или США. Будущее выглядело действительно очень мрачным. Именно об этом я и хочу рассказать в сегодняшнем видео.
События развивались совсем не так, как ожидалось. Есть несколько вещей, которые помогли русским справиться с чувством "надвигающейся гибели", которую все пророчили из-за санкций, спецоперации и рухнувшего рубля. Русские проходили через подобное много раз.
Вспомните времена Второй мировой войны. Все знают о трудностях, с которыми столкнулись русские. Вспомните то, что происходило в конце советской эпохи и 90-х годах. Я, безусловно, понимаю, что сейчас уже новое поколение. Люди были не готовы к трудностям, но в то же время думали, что смогут пройти через эти испытания, и все будет хорошо.
Важным фактором стал наш недавний опыт пандемии. Мы уже слышали эти апокалиптические прогнозы о крахе экономики и всеобщей гибели. И едва оправившись от коронавируса — столкнулись со спецоперацией и санкциями. Но это просто еще одно испытание, с которым мы столкнулись. Мы можем с этим справиться. У нас получится. Русские верили, что все будет хорошо, и все действительно в порядке.
Когда сейчас спрашиваешь русских, по чему они скучают, оказывается — да ни по чему особо и не скучают. В самом начале многие говорили мне, что боятся ухода Netflix. Но теперь у нас есть свои онлайн-кинотеатры. Все покинувшие российский рынок компании и бренды были замещены отечественными производителями. Русские действительно ни по чему не скучают. Многие умные российские компании нашли способы обойти санкции, что позволило им импортировать санкционные товары.