Интервью с основатель украинской компании по производству беспилотников First Contact Валерием Боровиком
Европа замерла в ожидании атаки России. Но Путин придумал кое-что похлеще
Onet: Вы сказали, что из-за российских атак Киев постепенно станет все менее защищенным украинским городом. Не могли бы вы объяснить, почему?
Валерий Боровик: Русские заявили, что будут производить до 500 ударных беспилотников в день, но эта информация на сегодняшний не соответствует действительности. Невозможно так быстро нарастить производство со 100-120 дронов в день до 500 — это слишком большой рывок. Это почти невозможный показатель для их производственных мощностей. Реальные темпы роста — это 10-20%. Русские выйдут на запланированный показатель не сразу, но мы должны к этому подготовиться. Мы уже видели атаки, в которых использовалось до 500 дронов. Такие атаки происходят пока не часто: обычно несколько дней все спокойно, а затем они наносят серьезный удар. Тем не менее, я считаю, что постепенно ситуация будет становиться все более опасной.
— На основании чего вы делаете такие выводы?
— Потому что темпы производства систем ПВО и ракет к ним отстают от темпов, с которыми Москва работает над производством беспилотников. Это логично по двум причинам. Во-первых, увеличение производства ударных беспилотников обходится России дешевле, чем нам наращивание комплексов ПВО.
Наступательные средства всегда будут дешевле, чем средства их нейтрализации, поэтому первых всегда будет больше. В конце концов, это война дронов, и их производство постепенно оптимизируется. Чем больше их производят, тем дешевле они становятся. Во-вторых, поставки систем ПВО из США были приостановлены. Некоторые системы, которые должны были быть доставлены на Украину, перенаправлены в Израиль, а тех, которые при администрации Байдена были обещаны Украине, мы вряд ли дождемся из-за политики нынешнего президента США.
Эти два фактора способствуют тому, что разрыв между количеством "Гераней" и количеством средств их ликвидации увеличивается. Поэтому, к сожалению, Киев постепенно становится все более опасным городом для мирного населения — данная тенденция четко прослеживается.
Эксперт представил мрачный сценарий на ближайшие месяцы
— Если Россия продолжит наращивать производство дронов, каких объемов этой продукции она может достичь, например, за 6-8 месяцев?
— Точно сказать сложно. Мы не знаем всех деталей, например, какие именно станки они используют. Но как производитель могу сказать, что очень быстро удвоить масштабы производства невозможно. Это постепенный процесс. Мы видели применение одновременно 300 дронов, затем был перерыв, потом 400, сейчас уже 500. Но это не обязательно означает увеличение производственных мощностей — определенные запасы БПЛА еще остаются на складах.
Боюсь, что через 6-8 месяцев они смогут выйти на уровень около тысячи дронов, задействованных в одной атаке. Впрочем, стопроцентной уверенности у меня нет.
— Что можно предпринять, чтобы защитить себя от такого количества?
— Во-первых, нужно делать то, чем правительство уже занимается — искать системы ПВО и вести переговоры со странами, которые отказываются нам их поставлять.
Во-вторых, нам необходимо увеличить производство альтернативных средств поражения воздушных целей — беспилотников-перехватчиков. Этот вопрос постоянно обсуждается на самом высоком уровне. Есть понимание важности этой задачи. Но решить быстро ее невозможно. Налаживание производства — процесс не быстрый: нужно закупить оборудование, обучить персонал, приобрести комплектующие, добиться выделения средств. К сожалению, темпы процесса производства у нас отстают от скорости выпуска "Гераней" в России. И это логично: Россия производит свои дроны с начала конфликта, а мы начали предлагать покупателям средства для уничтожения беспилотников дальнего радиуса действия всего полгода — год назад.
Для такого типа изделий это малый срок. Третий момент — это специальные операции на вражеской территории, такие как "Паутина", которые направлены на уничтожение производственных мощностей, интеллектуальной собственности, логистических маршрутов доставки комплектующих, стартовых пунктов и т. д. Работа спецслужб против производителей дронов очень важна. И она уже показала свою эффективность. Мы должны уничтожать "Герани", прежде чем они взлетят.
— Говорят, что именно ваша компания изготовила беспилотники для операции "Паутина".
— Мы официально не подтверждаем и не опровергаем эту информацию. Единственное, что я могу сказать — мы знаем, как производить такие дроны.
— Как Россия модернизирует свои "Герани"?
— Русские их постоянно совершенствуют. Они поднимают потолок полета, увеличивают мощность реактивных двигателей, внедряют искусственный интеллект, который самостоятельно решает, куда наносить удар. На данный момент это экспериментальные модели. Посмотрим, удастся ли поставить их производство на поток. Есть беспилотники, которые собирают информацию о системах ПВО. Уже другие беспилотники, используя эту информацию, обходят эти системы стороной. Россия также внедряет метод роя дронов, который позволяет беспилотникам коммуницировать друг с другом и определять, кто какую цель атакует. Есть и изменения и на тактическом уровне. Например, русские запускают беспилотники один за другим, и тогда наши радары видят только один беспилотник, хотя на самом деле их несколько. Поэтому сбивать их становится все труднее.