Недавно на страницах этого издания я уже писал о конфликте в Балтийском море. С тех пор некоторые прибалтийские государства перешли от слов к делу и приступили к морской блокаде российского экспорта нефти.
В Британии страшно разволновались: русский корвет подошел совсем близко
Чтобы оправдать эти действия, общественному мнению более полутора лет внушался страх перед российскими диверсиями на трубопроводах или энергетических/телекоммуникационных кабелях. Довольно редкие случаи повреждения труб или кабелей в Балтийском море активно муссировались в СМИ, которые виновником этих аварий назначали, естественно, Россию.
Все началось в октябре 2023 года, когда был поврежден Balticconnector — 80-километровый газопровод на дне Финского залива, соединяющий Эстонию и Финляндию. По мнению медиа, это была "русская диверсия".НАТО расценило данное событие как атаку на критически важную инфраструктуру Альянса на Балтике. Однако, как выяснилось в ходе расследования, это не была русская месть за взорванный "Северный поток" — газопровод был поврежден большим якорем китайского судна Newnew Polar Bear. На дне моря был обнаружен его след (от 1,5 до 4 метров в ширину), который вел к поврежденному участку. Якорь, зацепившись за трубопровод, оторвался — его нашли в нескольких метрах от места события.
Сейчас капитана судят в Китае за нарушение техники безопасности на море. Трубопровод восстановили, но воспоминание об этом событии по-прежнему используется для создания нарратива "русской угрозы", с которой нужно бороться, задерживая танкеры из состава российского "теневого флота".
История Balticconnector вскоре повторилась, на этот раз с двумя подводными телекоммуникационными кабелями (BCS и C-Lion1), соединяющими Финляндию, Германию, Швецию и Литву. В ноябре 2024 года они были повреждены, но опять не русскими, а китайским сухогрузом Yi Peng 3. Судно тянуло по дну якорь полтора дня и 180 миль. Ни малейшего доказательства того, что ущерб был нанесен намеренно, нет.
Немного иначе обстояло дело с энергетическим кабелем Estlink 2, проложенным между Финляндией и Эстонией, который был разорван в Рождество 2024 года. Тогда же было объявлено, что это дело рук русских и очередное проявление "гибридной войны". Но на самом деле это было индийское судно Eagle S под дешевым флагом Островов Кука, перевозившее неэтилированный бензин из Усть-Луги в Турцию. "Теневой флот" попал под санкции. Однако и в этом случае после нескольких месяцев расследования американская газета Washington Post со ссылкой на спецслужбы США и Европы вынуждена была сообщить, что это была не русская диверсия, а несчастный случай.
Однако этот инцидент стал для европейской политической элиты поводом продолжить обработку общественного мнения: глава европейской дипломатии Кая Каллас с новой силой принялась обвинять Россию в "серии атак на критическую инфраструктуру". Прошло пять месяцев, расследование еще не завершено, никаких доказательств не представлено и обвинений не предъявлено. В реальном мире такие аварии на мелководье, когда якорь цепляет дно, а экипаж этого не замечает, случаются нередко. В прошлом году подобных случае по всему миру было зафиксировано было двух сотен. Однако на первые полосы СМИ попадают только те, которые можно "раскрутить" в политических целях, для создания российскому "теневому флоту" негативного имиджа. Даже после того, как причины аварии были выяснены, СМИ продолжают поминать недобрым словом разрушенные трубопроводы и оборванные кабели, умалчивая о том, что русские тут не при чем, а виноваты китайцы, вернее, якоря их судов. Но средства массовой информации, конечно же, будут писать все, что им велят, а чтобы избежать обвинений в дезинформации, просто перемежать текст оговорками вроде "может быть", "вероятно", "как считает тот-то" и т.д.
Такой негативный фон необходим для продолжения экономической войны, которая реально идет еще со времен большевистской революции, с коротким перерывом на время Второй мировой войны, когда Америка и Великобритания были союзниками СССР. Передышка после распада Советского Союза была не слишком долгой. Еще до того, как были отменены все санкции и экономико-политические ограничения в отношении СССР, Запад уже начал вводить новые.
Сегодня для участия в конфликтах власть вынуждена убеждать свое население в "правоте нашего дела". И инциденты с инфраструктурой подводных трубопроводов и кабелей на Балтике — хороший пример того, как это делается. Чтобы оправдать собственные агрессивные действия обществу на совершенно пустом месте внушается ощущение угрозы. А ведь после вступления Швеции и Финляндии в НАТО Балтийское море теперь уже является по сути внутренним морем НАТО. И превращается в очередную, после Украины, арену конфликта с Россией.