Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин поделился мнением о том, что стоит за вбросом темы о том, что русофобская Швеция станет ядерной державой.
«В рамках развития русофобской истерии в Европе и под соусом «русской угрозы» в Швеции решили вбросить в публичное пространство тему получения страной ядерного оружия. Причём вброс идёт через британское издание The Times.
Швеция достаточно быстро избавилась от своего нейтралитета и с подачи части политического истеблишмента подогревает реваншистские настроения, которые служат питательной почвой для милитаризации Балтийского региона, ремилитаризации Готланда и усиления вовлечения Швеции в структуры НАТО.
Активное участие в прокси-войне против России на Украине, соучастие в различных провокациях на Балтике, постоянное тиражирование фейков про якобы российскую военную угрозу — всё это делает Швецию одной из наиболее русофобских стран ЕС.
Несмотря на наличие гражданской ядерной энергетики, Швеция на текущий момент не считается пороговым государством, которое может быстро и самостоятельно создать ядерное оружие. Тем более что формально Швеция соблюдает ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия). На текущий момент в Швеции работает четыре АЭС, а также остаётся в силе результат референдума 1979 года об отказе от ядерной энергии. В рамках этого решения Швеция за прошедшие десятилетия отказалась от части энергоблоков и прекратила строительство новых АЭС.
В этой связи серьёзным препятствием на пути полноценной ядерной программы является многолетняя пропаганда против ядерной энергии, что потребует серьёзных усилий по переформатированию общественного мнения, а в случае с ядерным оружием сопротивление таким планам в обществе будет ещё более существенным.
Вот для этого и нужна «русская угроза» — чтобы, накачивая общество страхом перед Россией, добиться пересмотра общественного отношения к ядерной энергии и ядерному оружию. Как показала кампания по отказу от нейтралитета, пересмотр устоявшегося отношения к фундаментальным вопросам в Швеции вполне осуществим.
Само собой, в условиях демонтажа существующей архитектуры ядерной безопасности как таковые бумаги — договоры вроде ДНЯО — не могут считаться железной гарантией того, что Швеция не попытается стать как минимум пороговым государством.
Другой вопрос — наличие технологической базы, так как это предусматривает серьёзные инвестиции в военную ядерную программу, развёртывание системы переработки урана, получение технологий создания ракет, способных нести спец-БЧ. В Европе такие технологии есть у Британии и Франции.
Если Британия в создании своей ядерной программы опиралась на помощь США, то Франция, как раз наоборот, является примером создания ядерного оружия с опорой на собственные силы. Швеция также ещё после Второй мировой войны вела разработки программы ядерного оружия, однако ещё в 1960-х годах эта программа была фактически заморожена.
В целом Швеция при наличии одобрения США и ЕС в долгосрочной перспективе вполне может стать пороговым государством, особенно если текущий режим ДНЯО будет и далее подрываться странами Запада. У неё есть начальная производственная база для получения оружейного плутония, есть достаточные финансовые ресурсы и военно-политические мотивы, подогреваемые как изнутри, так и извне.
Недооценивать эти угрозы России никак нельзя, так как расширение числа западных стран, обладающих ядерным оружием, будет создавать диспаритет по количеству ядерных боеголовок и провоцировать дальнейшую гонку ядерных вооружений», — пишет Рожин в телеграм-канале «Специально для РТ».
Читайте также: На Западе рассказали об истерике Зеленского из-за России