Румынская сенсация

ИЗВЕСТИЯ 19 часов назад 4
Preview

Первый тур выборов президента Румынии сенсационно выиграл Кэлин Джорджеску — кандидат, выступающий за развитие отношений с Россией и против поддержки Украины. За делами в этой стране у нас традиционно следят мало — а зря. Она немаленькая и совсем не самая русофобская, как может показаться на первый взгляд. Румыны устали от издержек членства в ЕС и НАТО, устали от поддержки Украины ценой своего и так не очень толстого кошелька. И наблюдать за вторым туром и грядущими парламентскими выборами будет интересно.

Румыния для многих в России — страна чуть ли не экзотическая. О том, что происходит в ней, в ее политике, у нас сообщают крайне редко. Расхожим стереотипом остается отождествление румын с цыганами (а это в корне неверно с точки зрения что языка, что религии, что образа жизни). Столь скромное внимание к этому государству удивительно еще и потому, что народу там живет не так мало — 20 млн человек. Оно имеет выход к Черному морю, большинство населения Румынии исповедует православие. Входит она в ЕС и НАТО, что тоже должно вызывать интерес. Пусть даже речь идет об одной из беднейших держав Евросоюза.

Через Румынию осуществляются крупные поставки оружия Украине. При этом сами румынские политики часто сетуют, что северная соседка ущемляет права их соплеменников в Черновицкой (где они составляют до 20% населения), Закарпатской и Одесской областях. Естественно, Румыния во многом противостоит России в Молдавии, а румынские политики то и дело говорят о воссоединении двух государств (правда, Приднестровье в свой состав Румыния брать не особо хочет). Там есть база ПРО США в местечке Дэвеселу. Словом, поле для интереса к этой стране есть, и немаленькое.

Если глянуть на дежурные фразы отработавшего два конституционных срока президента Клауса Йоханниса, часто сменяющихся премьеров и глав МИД Румынии о России, возникнет впечатление, что перед нами — клинически русофобская страна. Оно усиливается, если послушать прорумынских русофобов Молдавии. Однако, если воспринимать Румынию исключительно сквозь эту призму, то получится «кривое зеркало». Страна эта, безусловно, не пророссийская. Однако отнести ее к числу радикально русофобских вроде Польши, Латвии или даже Финляндии было бы неверно.

Есть у нас восприятие Румынии как государства, воевавшего против СССР в годы Второй мировой войны. Все так, но постепенно увлечение румын личностью диктатора Иона Антонеску сходит на нет, и из пантеона национальных героев его пусть не сразу, но вывели. Так что со странами Прибалтики ее в этом плане не сравнить. Если уж говорить о временах социализма, то в Румынии весьма немалая часть общества ностальгирует по ним. Так что и патологической советофобии в ней нет. Многовековых конфликтов с Российской империей у этой страны не было — и даже союзы случались. Поэтому почвы для глубинной русофобии среди румын нет. Впрочем, как и для русофилии ее нет тоже.

Как это часто бывает в православных странах, в Румынии существует разрыв между властью и обществом. В то время как правящий класс старается быть примерным членом ЕС и НАТО, поносить Россию и помогать Украине, в народе царят иные настроения. Украине симпатизирует только около половины румын, и не более двух третей осуждает политику России. Данные цифры сравнимы с Италией — страной, которую у нас воспринимают если не как дружественную, то как нейтральную, и уж точно — не антироссийскую. Так что некоторые возможности «зацепиться» у РФ там есть.

Главным пророссийским политиком Румынии считается лидер партии SOS Диана Шошоакэ, выступающая за диалог с РФ и прекращение поддержки Украины. Партия с результатом более 5% голосов прошла в Европарламент, а на грядущих парламентских выборах должна была улучшить показатели. Но Шошоакэ — человек харизматический, и «на всякий случай» ее решили отстранить от участия в выборах. Ниша «несистемного» политика вроде бы опустела — однако туда ворвался Кэлин Джорджеску, который вел кампанию преимущественно в сетях. Он и стал автором главной сенсации.

Этот политик правоконсервативного толка прославился критикой ЕС и НАТО, ему не нравилось размещение в Румынии базы ПРО США. Он выступил против вооружения Украины и за диалог с Россией, которую он назвал «мудрой страной». Он высоко отзывался лично о Владимире Путине и призывал признать вхождение Крыма в состав России. Ему немедленно приклеили ярлык «человека Кремля». Опросы давали ему максимум 11%, что бесконечно далеко от попадания во второй тур. Однако на деле Джорджеску набрал почти 23%, и выиграл первый тур. Можно констатировать, что социологи сели в лужу.

Соперницей Джорджеску теперь станет представительница либеральной партии «Союз спасения Румынии» Елена Ласкони, набравшая более 19%, и всего на пару сотых обошедшая действующего премьера, социал-демократа Марчела Чолаку. Здесь речь идет о классической русофобке, желающей во что бы то ни стало следовать курсом ЕС и НАТО, помогать Украине изо всех сил, рвать с Россией везде, где только можно. Учитывая, что Ласкони предпочитает русофобскую демагогию решению реальных проблем румын, у Джорджеску появляется шанс на победу. Хотя, конечно, она ему не гарантирована.

Чолаку, который не станет президентом, но с высокой степенью вероятности сохранит кресло премьера после парламентских выборов 1 декабря, можно назвать «системным евроатлантистом». Он помогает Украине, произносит антироссийские речи — но без особого фанатизма. То же можно сказать о бывшем премьере Николае Чукэ, шедшем на выборы от системно-консервативной Национал-либеральной партии. За него проголосовали неполные 9% избирателей. Обоим политикам предрекали выход во второй тур. Но, как показала жизнь, предрекали совершенно ошибочно.

Четыре других «евроатлантических» кандидата, которые явно поддержат Ласкони, получили на всех 10%. Среди них — бывший заместитель генсека НАТО Мирча Джоанэ и бывший глава МИД Кристиан Дьяконеску. Второго тоже можно причислить к русофобам. А вот лидер правого «Альянса за объединение румын» Джордже Симион занял четвертое место с 14%. Он в равной степени ругает как Россию, так и Украину, и считается мягким евроскептиком. Симион уже призвал своих сторонников поддержать Джорджеску. Наверняка сделают это и еще парочка кандидатов из партий того же толка, набравшая в сумме чуть более 1% голосов.

«Золотая акция» может оказаться в руках Хунора Келемена — кандидата от Демократического альянса венгров, набравшего 4,5%. Он представляет интересы венгерского меньшинства, для которого безусловный авторитет — премьер Венгрии Виктор Орбан. Учитывая, что Джорджеску отзывался о нем хорошо, а Ласкони — крайне отрицательно, можно предположить, чью сторону он примет. Избиратель Чукэ скорее примет сторону Ласкони, а вот насчет Чолаку — есть вопросы. Все-таки социал-демократы в Румынии имеют немалый «националистический налёт». Так что интрига перед вторым туром повисла большая.

Столь высокий процент голосов за Джорджеску объясняется следующим образом. В желании показать себя образцовыми членами Евросоюза и НАТО румынские власти просто забыли о внутренних проблемах. А их существует великое множество. По уровню доходов страна занимает в ЕС предпоследнее место, а по коррупции — второе (хуже дела только в Болгарии). Отсюда и невысокая явка в 52%. Отсюда и голосование за того, кто намерен больше заниматься внутренними вопросами. А Джорджеску готов больше смотреть на чаяния простых румын и меньше думать о том, как бы направить в пользу Украины налоги собственных граждан.

Будучи правым политиком, Джорджеску обращает внимание и на почти вечную проблему Румынии — цыганскую. Цыгане составляют до 5% населения. Их не удается вписать в общество, из-за них кривая преступности ползет вверх. Появились в стране и выходцы с Ближнего Востока, к «перевариванию» которых Румыния тоже не готова. Наконец, Джорджеску — противник однополых браков, которые православной стране активно навязывают. Миграционный и национальный фактор сегодня на любых выборах в Европе играет роль, и Румыния не стала исключением из этого правила.

Наконец, тема поддержки Киева в румынском обществе тоже не пользуется особой популярностью. На пике страна приняла более полумиллиона украинских беженцев, что вызвало гуманитарный коллапс. Многие из приехавших вели себя откровенно по-хамски, это добавило негатива к тому, что на Украине притесняют румын. К тому же тема российской угрозы в стране не столь популярна — при всем том, что к нашей стране особых симпатий румыны не питают.

Второй тур выборов президента Румынии пройдет 8 декабря. А 1 декабря страну ждут выборы парламентские, которые тоже наверняка принесут неожиданные результаты. Теперь уже интерес к ним в России точно будет обеспечен. Да и в целом РФ пора больше внимания уделять этой стране, искать подходы к ее народу. Определенных успехов здесь мы добиться можем.

Автор — политолог, доцент Российского государственного гуманитарного университета

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'