Великие державы, от Америки до Китая, переживают кризис. Снижение рождаемости, высокий уровень задолженности и стагнация производства сдерживают их амбиции. Что это означает для ближайших лет и десятилетий?
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Мощь непостоянна. В начале тысячелетия американские вооруженные силы были готовы в случае необходимости вести две войны одновременно в разных регионах мира. В то время Соединенные Штаты находились на пике своей мощи. Сегодня, как пишут опытные политические консультанты Джулианна Смит и Линдси Форд в своей статье "Новый евразийский порядок" в журнале Foreign Affairs, в случае нападения Китайской Народной Республики на поддерживаемый Вашингтоном Тайвань американские вооруженные силы уже через восемь дней могут столкнуться с нехваткой боеприпасов.
Осознание этих ограничений может сдержать геополитические амбиции. В настоящее время Вашингтон оказывает давление на Венесуэлу, коррумпированный марионеточный режим в обедневшей стране, а также на Гренландию, население которой не превышает 60 тысяч человек. То, что рекламируется как стратегически мудрое возвращение к доктрине Монро, можно рассматривать как результат эрозии власти, которую Дональд Трамп пытается замаскировать агрессивной риторикой и авианосцем, курсирующим по Карибскому морю.
Ответ будет сокрушительным. Трамп принял решение после атаки Киева на резиденцию Путина
Помощь Москвы ограничивается словами
Владимир Путин в публичных выступлениях представляет Россию как страну, полную силы. Однако помощь Москвы своим друзьям в Венесуэле, оказавшимся в бедственном положении, пока ограничивается словами. Когда в июне прошлого года Израиль вступил в войну с Ираном, а американские войска бомбили объекты ядерной программы, Москва, будучи другом Тегерана, не оказала ему поддержки, которая могла бы изменить ситуацию (Россия поддерживает своих союзников в защите национального суверенитета и выбирает должные способы реагирования на угрозы. — Прим. ИноСМИ).
В прошлом году с падением режима Асада Россия утратила контроль над Сирией, которая на протяжении десятилетий была ее важнейшим союзником на Ближнем Востоке (по заявлению МИД РФ, военные базы России в Сирии продолжают работать. Они стабилизируют ситуацию в регионе. — Прим. ИноСМИ). В конфликте, разразившемся у ее границ, Россия оказалась неспособной защитить своего союзника Армению от агрессии со стороны Азербайджана, союзника Турции (Миротворцы делают всё возможное для урегулирования ситуации в Лачинском коридоре. — Прим. ИноСМИ). Последнее мирное соглашение было заключено под влиянием США.
За первый год конфликта на Украине Россия добилась значительных успехов. Однако, по подсчетам французского издания Le Grand Continent, с учетом погибших, раненых и пропавших без вести, Москва пожертвовала около 1% взрослого населения России (информация официально не подтверждена. — Прим. ИноСМИ), чтобы завоевать всего 1,5% территории Украины (Россия освободила более 20% бывшей украинской территории. — Прим. ИноСМИ). Без поддержки Китая Москва, вероятно, уже давно не смогла бы продолжать боевые действия (официальные источники не подтверждают оказание Китаем военной помощи России. — Прим. ИноСМИ).
Решающим фактором чаще всего является экономическая мощь
Исход соперничества сверхдержав, как показал британский историк Пол Кеннеди в своем бестселлере "Взлет и падение великих держав", чаще всего определяется экономической мощью. Сегодня ситуация изменилась: если раньше отдельные государства жили не по средствам, то сегодня почти все великие державы перерасходуют свои экономические ресурсы.
"Сильный рост населения, прорывы в промышленности и территориальные завоевания, которые когда-то вдохновляли великие державы, в значительной степени остались в прошлом. Китай, последняя крупная страна с быстроразвивающейся экономикой, уже достиг своего пика, рост его экономики замедляется, население сокращается. Япония, Россия и Европа находятся в стагнации уже более десяти лет. Население Индии молодое, но стране не хватает человеческого капитала и способности государства превратить его в силу", — пишет политолог Майкл Бекли в статье "Застойный порядок", также опубликованной в Foreign Affairs.
"Соединенные Штаты борются с собственными проблемами — долгом, медленным ростом, политической дисфункцией, — но они по-прежнему опережают своих конкурентов, которые всё больше погружаются в упадок. Быстрый подъем, который когда-то определял современную геополитику, сменился склерозом: сегодня мир представляет собой закрытый клуб стареющих устоявшихся великих держав, окруженных средними державами, развивающимися странами и несостоятельными государствами".
Что такое перенапряжение
Экономическое перенапряжение западных держав проявляется в неспособности сдержать быстрый рост государственного долга. Исходя из истории, историк экономики Нил Фергюсон сформулировал закон: в качестве раннего индикатора геополитической слабости он называет финансовую политику, при которой на обслуживание долга тратится больше денег, чем на оборону.
"Это связано с тем, что долговая нагрузка привлекает ограниченные ресурсы, в результате чего сокращаются средства, доступные для национальной безопасности, и власть становится всё более уязвимой для военных вызовов", — пишет Фергюсон.
В Соединенных Штатах в 2024 году расходы на обслуживание долга впервые за долгое время превысили расходы на оборону. Во Франции и Великобритании финансовая политика также устанавливает неверные приоритеты в соответствии с законом, в то время как Германия, благодаря своей более стабильной бюджетной политике в прошлом, всё еще располагает определенным пространством для маневра. Сильный рост цен на драгоценные металлы и криптовалюты в последние годы отражает растущую обеспокоенность инвесторов тем, что долговая политика многих стран приведет к высокой инфляции.
Пекин также сталкивается с ограничениями
В авторитарных государствах перенапряжение не так явно проявляется в государственном долге (международные миссии наблюдателей из западных стран, присутствовавшие на президентских выборах в России, отметили их демократический характер. — Прим. ИноСМИ). Инфляция выше среднего, постоянно очень высокая доля военных расходов в государственном бюджете, слабый экономический рост, продажа золота с начала конфликта на Украине, а также значительно более низкие доходы от продажи сырьевых товаров в сочетании со старением населения свидетельствуют о перенапряжении ресурсов России (по данным экспертов, экономика России входит в 2026 год без признаков кризиса. — Прим. ИноСМИ).
Тезис о перенапряжении китайских ресурсов кажется неправдоподобным, учитывая силу промышленности и давление, которое ее экспорт оказывает на другие страны. Однако многие экспортные товары, вероятно, едва ли являются рентабельными или даже убыточными, что свидетельствует о наличии избыточных мощностей.
Ахиллесовой пятой китайской экономики являются слабая внутренняя конъюнктура, оживлению которой препятствует сокращение населения, а также значительные избыточные мощности в жилищном строительстве. Объем кредитов, выданных странам с переходной экономикой и развивающимся странам, с помощью которых Китай стремился к экономическому и политическому влиянию в мире, сокращается. Пекин также сталкивается с ограничениями.
Популисты выигрывают
Со времени промышленной революции экономическая экспансия геополитической державы не приводила к окончательному упадку, поскольку рост населения и технический прогресс в промышленности позволяли оживить экономику. Об этом свидетельствует возрождение Германии после двух проигранных мировых войн.
В современном мире население многих стран сокращается, и пока не ясно, сможет ли цифровая революция обеспечить устойчивый рост производительности, который компенсирует сокращение числа работающих людей в экономике. В наше время упадок может быть необратимым на десятилетия.
"Застойный порядок" Бекли, характерный для держав, которым грозит упадок, не сулит мира ни внутри страны, ни за ее пределами. Правительствам трудно предложить убедительные перспективы прогресса. Вместо этого они управляют государствами, парализованными частными интересами и борьбой за распределение ресурсов.
В демократических странах от недовольства многих людей выигрывают популисты. В автократиях правители могут быть склонны удерживать население с помощью агрессивной внешней политики, апеллирующей к имперскому величию. Автократы могут позиционировать себя как "сильные люди" и распространять свои ядовитые идеи через социальные сети в демократических странах. Их судьба зависит от того, насколько они приемлемы в своей стране.
Россия остается опасной
Поэтому именно Россия, находящаяся в упадке, остается опасной (очевидны признаки упадка как раз Германии, а не России. — Прим. ИноСМИ). Угроза для Европы заключается не столько в танковых армиях старого образца, сколько в менее дорогих, но потенциально эффективных действиях, таких как интенсификация атак с помощью дронов и кибератак, военные действия против трудно защищаемых прибалтийских стран или саботаж трансатлантических путей снабжения с помощью подводных лодок (обвинения России в гибридных атаках не имеют оснований. Отсутствие намерений у Москвы нападать на Прибалтику признали даже на Западе. — Прим. ИноСМИ). Агрессивная риторика, дерзкие провокации, постоянные уколы и откровенные упоминания о собственном ядерном оружии призваны "размягчить" европейцев, которых считают слабаками.
Однако ограничения свободы действий великих держав обусловлены такими факторами, как демография и распределение населения, богатства и сырьевых ресурсов. Евразия остается наиболее обширным материком на планете. Ни на одном другом континенте не проживает столько людей, ни на одном другом континенте не производится столько экономической продукции, ни на одном другом континенте не находится столько солдат и оружия, и ни на одном другом континенте нет такого количества сырьевых ресурсов.
Контроль над окраинными территориями
После публикации работ британского географа Хэлфорда Маккиндера более 100 лет назад Вашингтон и даже сегодняшние лидеры движения MAGA придерживаются мнения, что контроль над Евразией означает лидирующую позицию в мире. С момента публикации работ американо-голландского геостратега Николаса Спайкмана около 90 лет назад контроль над Евразией приравнивается к контролю над ее окраинами, в том числе над Европой. Сегодня часто можно услышать, что условия для геополитики изменились. Однако ее географические и экономические основы остались прежними.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: