Попытки американского президента Дональда Трампа как можно скорее закончить вооруженный конфликт на Украине пока не принесли результатов. Хотя с помощью США как посредника и удалось усадить противоборствующие стороны на стол переговоров и прийти хотя бы к частичному согласию относительно перемирия, путь к миру будет еще долгим. И это в принципе выгодно Владимиру Путину.
За последний месяц он ни разу не упомянул, что готов поступиться хоть одним из первоначальных требований. Напротив, судя по всему, Владимир Путин сам во многом определяет, в каком темпе будут проходить переговоры.
Немедленное 30-дневное перемирие, предложенное Киевом и Вашингтоном, Владимир Путин отверг и согласился только на ограниченное прекращение ударов по энергетическим объектам.
А это выгоднее в большей мере Москве, учитывая тот большой урон, который украинские удары наносят нефтяным и газовым объектам в Российской Федерации. Что касается российских ударов по украинской инфраструктуре, то весной их стало меньше.
Кроме того, в договоре не прописан четкий механизм принуждения, и уже в скором времени стороны обвинили друг друга в нарушении договоренностей.
В случае прекращения ударов в Черном море Москва настаивает на том, что Запад должен отменить санкции, введенных после начала спецоперации на Украине, против некоторых банков, а также компаний, участвующих в экспорте российской сельхозпродукции.
Администрация Дональда Трампа по-прежнему старается добиться ряда частичных соглашений о перемирии и утверждает, что тем самым подготовит почву для всеобщего прекращения огня и в итоге мира, которым закончится многолетний вооруженный конфликт.
Эти очень ограниченные договоренности пока были выгодны скорее России, так как заставляли идти на уступки Украину и хозяина Белого дома, который хотел бы выступить в роли миротворца. Однако после согласования широких договоренностей Владимир Путин выдвигает четкие условия, в том числе касающиеся ограничений для украинской армии и ее снабжения из-за рубежа, которые в случае возобновления боев сделали бы Киев особенно уязвимым.
"Во время текущих переговоров, которые вела администрация Дональда Трампа, желая добиться перемирия на поле боя, Россия не выказала подлинного интереса к реальному перемирию", — заявил порталу "Сезнам" аналитик Бенджамин Шмитт из Пенсильванского университета.
"Если украинским правительством руководит добрая воля и желание установить 30-дневное перемирие, которого хочет Белый дом, о Кремле такого не скажешь. Он продолжает затягивать переговоры, выдвигая максималистские требования, которые в будущем могут нанести сильный удар по украинскому суверенитету и национальной безопасности" — разъяснил аналитик.
По мнению Павла Гавличека из Ассоциации по международным вопросам, сейчас любой договор рождается в муках. "Это наводит на мысль, что русские настроены очень прагматично и очень жестко устанавливают условия о том, как далеко и при каких обстоятельствах может зайти процесс. В связи с этим уже на начальном этапе видно, насколько сложны все компромиссы и как сложно их добиваться", — подчеркнул наш собеседник.
Трамп тоже тянет
Владимир Путин может позволить себе тянуть, выигрывая время. Его армия удерживает инициативу и без особых проблем может воевать несколько месяцев. Кроме того, с течением времени ситуация на фронте для русских может еще улучшиться, поскольку крайне маловероятно, что нынешняя американская администрация согласует очередной пакет помощи для Киева.
И хотя европейские государства пытаются подготовиться к американскому отступлению, по-видимому, самим им будет сложно заполнить эту прореху.
Уже с начала 2023 года конфликт рассматривается преимущественно как война на истощение, в которой фронт меняется очень медленно и при больших потерях с обеих сторон. Такой тип боев, по мнению аналитиков, выгоднее для России, учитывая ее материальное и кадровое превосходство.
Конечно, на пользу России идет и улучшение отношений с Соединенными Штатами. Если раньше Вашингтон считался главным спонсором Киева, что создавало давление на Москву, то теперь ситуация изменилась.
"Проблема нынешних переговоров в том, что Белый дом Дональда Трампа отказался делать какие-либо заявления и давить по-настоящему на путинский Кремль", — отметил Шмитт.
Предполагалось, что США могут прибегнуть к санкциям, прежде всего, против российского энергетического сектора и тем самым нанесут удар по российскому лидеру. Однако вместо этого американская администрация приняла и повторила заявление Путина о том, что он хочет закончить вооруженный конфликт, и говорит о возможном возобновлении эры сотрудничества с Россией.
В адрес Кремля также звучат дружеские слова. Вашингтон потакает некоторым его условиях, которые, однако, категорически отвергает Киев.
"Пока Трамп ведет себя в отношении российского президента почти исключительно лояльно. И даже если члены его команды (или он сам на своей платформе Truth Social) угрожают России ужесточением экономических санкций, всегда найдутся способы, как эти меры смягчить или обойти", — добавил аналитик.
Даже на фоне затягивания переговоров, которое не дает Трампу выполнить свое обещание и заключить мир как можно скорее, американский президент сохраняет благосклонность к России. Он признался, что и сам порой прибегает к такой тактике и что уверен в заинтересованности Москвы в завершении вооруженного конфликта.
"Зачем Путину думать о чем-то еще, кроме как о достижении своих максимальных целей, если атмосфера в США изменилась: от антагонизма времен Джо Байдена до невероятной лояльности при Трампе? Более выгодных условий и желать невозможно", — написал в своем материале для британского тинк-танк центра Chatham House* аналитик Джон Лоуф.
Максималистские цели
Этой стратегией Кремль хочет добиться следующего. Дипломаты пока будут договариваться, а Вашингтон либо молча позволит Москве продолжать продвигаться на фронте, либо даже надавит на Киев, чтобы тот полностью вывел своих солдат с захваченных Россией территорий, включая Херсон и Запорожье, как заявил в интервью The Moscow Timesодин из российских руководителей.
Именно территориальный вопрос является для Киева одним из самых острых. Москва твердит, что Донецкая, Луганская, Запорожская и Херсонская область — это российская территория, хотя ни одну из них полностью РФ не контролирует.
Присоединение части украинской территории Москва преподносит отечественной публике как величайший успех специальной военной операции, которая продолжается уже три года, и поэтому не может позволить себе их потерять. Если Россия укрепит свой военный контроль над этими областями, позиция Кремля на переговорах улучшится.
Правда, для самого Владимира Путина ситуация сложилась не слишком позитивная.
"В ближайшие месяцы Россия столкнется с рядом кадровых, ресурсных и экономических проблем, из-за которых Кремлю будет трудно продолжать воевать на Украине в среднесрочной и долгосрочной перспективе, если российские силы будут нести потери на Украине", — говорится в недавнем материале Института изучения войны.
У Москвы могут возникнуть проблемы и в экономической области, где у США все еще остаются возможности для вмешательства.
"У России нет иммунитета к продолжительным западным санкциям, которые эффективно применяются и сохраняются. Сейчас западное сообщество сосредоточено на энергетике, которая для России играет принципиальную роль, в том числе потому, что от нее зависит размер российского бюджета", — подчеркнул Гавличек.
*организация выполняет функции иноагента и признана в России нежелательной, прим. ред.
Автор: Анна Грдинова (Anna Hrdinová)