Жаркое лето в холодном море: напряженные военные маневры в Баренцевом море. К чему это все?
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Текущее противоборство великих держав, в ходе которого военные корабли и самолеты США/НАТО и России приближаются к арктическим территориям друг друга, свидетельствует о растущей нестабильности в регионе.
Этот всплеск военной активности может привести к возникновению дилеммы безопасности: одно государство или группа государств наращивают свой потенциал в области безопасности, порождая тем самым тревогу у других государств и побуждая их действовать аналогичным образом.
Самый свежий пример — недавнее совместное американо-норвежское патрулирование морской границы России в Баренцевом море.Операция, проведенная 29 августа, стала третьим за пять лет заходом ВМС США в Баренцево море. В 2020 году ВМС США впервые с 1980-х годов зашли в этот регион.
“Надежные военно-морские силы в Арктике обеспечивают способность сдерживать конкурентов и оперативно реагировать на кризисы в регионе”, — написало командование ВМС США о своей недавней операции.
В маневрах приняли участие американские эскадренные миноносцы УРО типа Arleigh Burke Mahan (DDG 72) и Bainbridge (DDG 96), фрегат военно-морского флота Норвегии класса Fridtjof Nansen — Thor Heyerdahl (F-314) и танкер-заправщик военно-морского флота Норвегии Maud (A-530). Флотилия является частью группы, поддерживающей американский авианосец Gerald R. Ford, являющийся крупнейшим в мире.
За неделю до начала американо-норвежского патрулирования самолеты противолодочной обороны США, Великобритании и Норвегии P-8 Poseidon отреагировали на потенциальную угрозу со стороны российских ПЛАРК проекта "Ясень", замеченных в районе пребывания корабля Gerald R. Ford в Норвежском и Северном морях. Подводные лодки проекта "Ясень" — новейшие российские атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Они разработаны в качестве носителя гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон".
Баренцево море находится в европейской части Арктики и разделено между территориальными водами России и Норвегии. Этот район является важным с военной точки зрения для России, поскольку здесь расположены несколько российских стратегических авиабаз, а также штаб Северного флота. В XX веке регион Баренцева море стал ареной двух вторжений западных войск в Россию: британские, американские и французские войска осуществляли интервенцию в Россию во время Гражданской войны и оккупировали Мурманск и Архангельск, а нацистская Германия и Финляндия вторглись в Советскую Арктику во время Второй мировой войны.
Противодействие России и Китаю
Риторика президента Трампа о приобретении Гренландии и находящихся “повсюду” вблизи этого острова российских и китайских кораблях вкупе с ежегодным докладом об оценке угроз за 2025 год (в которой Арктика упоминается 14 раз) показывает, что США рассматривают Арктику в качестве своего стратегического приоритета.
Официальные документы, включая Арктическую стратегию Пентагона 2024 года, подмечают и расценивают действия России и Китая и сотрудничество двух стран в Арктике как главную угрозу стабильности в регионе.
В последние годы Россия и Китай действительно усилили сотрудничество в области безопасности в Арктике.
В июле 2024 года российские и китайские бомбардировщики провели совместные учения над Чукотским и Беринговым морями и северной частью Тихого океана, что стало восьмым патрулированием с 2019 года и первым в пределах опознавательной зоны ПВО Аляски. По данным системы NORAD, самолеты не вторгались в суверенное воздушное пространство США или Канады и не представляли угрозы.
В сентябре 2024 года ВМФ России и ВМФ НОАК провели крупнейшие с 1990-х годов совместные военно-морские учения, получившие название “Океан-2024”. Российские СМИ сообщали, что возвращение таких “практик времен холодной войны”— это ответ на растущую напряженность в отношениях с США.
Эти учения проходили в Тихом и Северном Ледовитом океанах, а также в Средиземном, Каспийском и Балтийском морях. Армия США разместила войска и ракетные установки на дальней оконечности Аляски в качестве ответной демонстрации силы.
Норвегия как “острие копья” НАТО
Американо-норвежская операция — это лишь еще одно доказательство того, что Арктика становится все более геополитически значимым регионом для США и НАТО. 9 августа Объединенное воздушное командование НАТО объявило о переброске трех стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer ВВС США на авиабазу Эрланн в Норвегии. Это заявление было сделано вскоре после того, как США направили самолет радиологического контроля WC-135R вблизи стратегических баз России в регионе Баренцева моря.
31 августа 2025 года Норвегия и Великобритания подписали соглашение о стратегическом партнерстве, которое предусматривает покупку по меньшей мере пяти фрегатов с целью “лучше противостоять России на северном фланге НАТО”. Эта покупка является крупнейшей в истории Норвегии военной инвестицией, которая оценивается почти в 14 миллиардов долларов. Российские дипломаты утверждают, что милитаризации Арктики НАТО в первую очередь способствует Великобритания.
В конце августа 2025 года самолеты США совершили четыре перехвата российских разведывательных полетов в день у берегов Аляски. NORAD объявило, что подобная активность России происходит регулярно и не рассматривается как угроза. 3 сентября 2025 года разведывательный БПЛА RQ-4 Global Hawk пролетел вдоль норвежской и финской границ с Россией, впервые побывав над норвежским регионом Финнмарк. Томас Нильсен из Barents Observer охарактеризовал этот “крайне необычный шаг” как стратегическое послание России.
"Навесили лапши на уши": поляки яростно заткнули за пояс болвана Сибигу
Дипломатические решения
Такое опасное развитие событий демонстрирует необходимость сдержанности и дипломатических решений. К ним относятся меры по укреплению доверия, диалог между военными, укрепление доверия и дополнительные меры по снижению риска эскалации в регионе. Такие меры необходимы для прояснения намерений, стоящих за военной деятельностью в мирное время.
Доступность полных данных автоматической идентификационной системы (AIS) во время военных учений в регионе могла бы стать одной из таких мер по повышению прозрачности. Другой мерой могло бы стать принятие военного кодекса поведения в Арктике, который определял бы, какая военная деятельность является допустимой, а какая недопустимой в данном регионе.
Соперничество между США и Россией в Арктике не следует рассматривать как категорический императив. Холодная война закончилась. Мы должны использовать возможности, которые нормализуют американо-российские отношения, а не делать существующую напряженность постоянной.