"Россия давно впереди". Вот почему Москва будет доминировать в Арктике

ИноСМИ 1 час назад 13
Preview

Споры об Арктике разгораются с новой силой: президент США Дональд Трамп вновь заявил о необходимости присоединения Гренландии к Америке. Пока мир недоумевает, как можно требовать передачи территории у ближайшего союзника, сама арктическая гонка идет уже десятки лет.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

И Россия в ней давно впереди. Доминирование Москвы в Арктике — неоспоримый факт. Под ее контролем — почти половина земель и половина морских экономических зон к северу от Полярного круга. Здесь живут 2/3 всего арктического населения.

И хотя Арктика дает лишь 0,4% мирового ВВП (данные Арктического совета), две трети этого показателя приходится на Россию.

Военная мощь России в Арктике

Россия десятилетиями укрепляет свои военные позиции в Арктике, активно вкладываясь в развитие инфраструктуры региона.

Согласно отчету канадской некоммерческой организации Simons Foundation, специализирующейся на вопросах безопасности в Арктике и ядерного разоружения, в обширной арктической зоне насчитывается 66 военных объектов и еще сотни оборонных сооружений и аванпостов.

Согласно открытым данным и исследованию фонда, 30 из них расположены в России и 36 — в странах НАТО с арктическими территориями: 15 в Норвегии (включая одну британскую базу), 8 в США, 9 в Канаде, 3 в Гренландии и 1 в Исландии.

Хотя эксперты признают, что не все базы равны и что Россия пока не может соперничать с НАТО по совокупной военной мощи, размах ее военного присутствия и темпы его наращивания в последние годы вызывают серьезную тревогу.

Британский аналитический центр RUSI (Королевский институт оборонных исследований) отметил, что Россия в последние годы выделила огромные ресурсы на модернизацию флота атомных подлодок, который служит становым хребтом ее арктических сил. На фоне конфликта на Украине Москва также нарастила потенциал в сфере радиолокации, беспилотников и ракетных технологий.

Россия ударила по Европе там, где та не ожидала. Мало не покажется

Тем не менее, картина не всегда выглядела столь угрожающе. Долгое время после холодной войны Арктика воспринималась как зона, где Россия и Запад способны находить общий язык.

Созданный в 1996 году Арктический совет был призван сблизить Россию с семью другими приполярными государствами и углубить сотрудничество в области экологии, климата и защиты прав коренных народов. На определенном этапе стороны даже пытались взаимодействовать по вопросам безопасности: Россия присутствовала на двух заседаниях Форума начальников обороны Арктики, пока в 2014 году ее не исключили после присоединения Крыма.

После этого большинство совместных проектов было заморожено, а отношения Запада с Москвой опустились на новую низшую точку после окончания холодной войны — после начала боевых действий на Украине в 2022 году.

Присоединение Финляндии и Швеции к НАТО в 2023 и 2024 годах фактически разделило Арктику пополам: одна часть теперь под контролем России, другая — под контролем НАТО.

Трамп не раз заявлял, что США нуждаются в Гренландии из соображений национальной безопасности, ссылаясь на растущие амбиции России и Китая в Арктике. По его словам, Дания, которой принадлежит крупнейший остров мира, недостаточно сильна, чтобы защитить его от угроз со стороны этих двух держав.

Китай хоть и не является арктической страной, открыто демонстрирует интерес к региону. В 2018 году государство объявило себя "близким к Арктике" и анонсировало инициативу "полярного шелкового пути" для развития судоходства. В 2024 году Китай и Россия провели совместное патрулирование в Арктике, что стало частью их расширяющегося сотрудничества.

Но не только военно-стратегические соображения подогревают интерес к Арктике. Регион меняется стремительнее любого другого уголка планеты из-за климатического кризиса, нагреваясь почти в четыре раза быстрее мировых темпов. Морской лед тает с пугающей скоростью. Пока ученые бьют тревогу, предсказывая катастрофические последствия для экосистем и жизни местных народов, многие видят в этом и экономический потенциал: открываются перспективы для добычи ресурсов и судоходства.

Два маршрута, еще недавно считавшиеся непроходимыми, становятся доступными из-за резкого таяния льдов. Правда, исследователи и экологи предостерегают: запуск судов в эту хрупкую, удаленную и опасную среду — словно мина замедленного действия для природы и человека.

Северный морской путь (вдоль побережья России) и Северо-Западный проход (у берегов Северной Америки) уже с конца 2000-х годов в пик лета становятся практически свободными ото льда.

Севморпуть позволяет сократить время пути между Азией и Европой примерно до двух недель— почти вдвое по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. В советское время Россия использовала отдельные отрезки этой трассы для снабжения удаленных районов, однако из-за сложностей ее долго не рассматривали как полноценную альтернативу для международных перевозок.

Все изменилось в начале 2010-х, когда проход стал доступнее. С тех пор число рейсов по нему выросло с единичных случаев до примерно ста в год. После 2022 года Россия стала активнее использовать этот путь для поставок нефти и газа в Китай, особенно после того, как санкции ограничили доступ на европейские рынки.

Враг Зеленского сделал резонансное признание: теперь Западу и ВСУ не отвертеться

Северо-Западный проход также набирает обороты: если в начале 2000-х по нему проходило лишь несколько судов в год, то в 2023 году их число достигло 41.

Третий, центральный маршрут прямо через Северный полюс тоже может открыться в будущем — но лишь при таком уровне таяния льдов, который повлечет за собой тревожные последствия: ускорит потепление климата, усилит экстремальные погодные явления и уничтожит уникальные экосистемы региона.

Таяние льдов может открыть доступ к полезным ископаемым на ранее недоступных землях. В частности, по данным Геологической службы Дании и Гренландии, остров богат залежами угля, меди, золота, редкоземельных элементов и цинка. Однако, как отмечают исследователи, добыча этих ресурсов будет невероятно сложной и дорогой: многие месторождения находятся в удаленных районах за Полярным кругом, под километровой толщей льда, где бо́льшую часть года царит полярная ночь.

Идею о том, что эти ресурсы можно легко освоить на благо США, основатель Арктического института Мальте Хумперт (Malte Humpert) в разговоре с CNN назвал "полным безумием".

Трамп делает акцент на военно-стратегическом значении Гренландии, но его бывший советник по национальной безопасности Майк Уолтц (Mike Waltz) заявлял в 2024 году в интервью Fox News, что интерес администрации к острову связан именно с "критически важными минералами" и "природными ресурсами".

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'