Роль основного игрока восстановлена: Москва и Дамаск бросили вызов США

ИноСМИ 2 часов назад 11
Preview

После значительных изменений, произошедших на сирийской арене 8 декабря, все внимание было приковано к Москве. Как давний союзник свергнутого президента Сирии Башара Асада и предполагаемый противник президента Сирии [на переходный период] Ахмеда аш-Шараа, Россия оказалась в центре политических и военных раскладов, требующих тонкого баланса между региональными и международными силами.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Вопреки первоначальным ожиданиям, Россия стала важным игроком в период правления Ахмеда аш-Шараа. Стремясь защитить свои стратегические интересы, она колебалась между поддержкой нового правительства и сохранением своего влияния в прибрежном районе Сирии, особенно в качестве инструмента обеспечения безопасности на местах.

Россия после Асада: стратегия влияния и политической гибкости

Глубокие исторические связи между Россией и Сирией берут свое начало еще со времен Советского Союза. В те годы сирийские военные регулярно проходили подготовку в Москве. Эта связь не ослабла и после распада СССР. В последние годы Россия значительно расширила свое военное присутствие в Сирии благодаря авиабазе "Хмеймим" и военно-морской базе в Тартусе. Это произошло на фоне ее непосредственного участия в сирийском конфликте, которое началось в сентябре 2015 года. Этот шаг был не просто поддержкой Асада, а частью продуманной стратегической политики, направленной на защиту интересов России на Ближнем Востоке после того, как ее позиции в Северной Африке были серьезно ослаблены в результате свержения режима Каддафи в Ливии силами НАТО.

С падением режима Асада Россия не отказалась от Сирии, но столкнулась с необходимостью пересмотра своей стратегии. В Москве быстро осознали, что истощение сирийской армии, высокий уровень коррупции, низкие зарплаты и снижение способности государства контролировать ситуацию делают инвестиции в Асада менее эффективными в стратегическом плане. Это заставило ее принять решения, которые обеспечат ее дальнейшее влияние, вне зависимости от того, кто стоит у власти в Сирии. В основе этих решений лежит четкая философия: сохранение стратегических интересов через политическую гибкость, а не преданность какому-либо конкретному лидеру.

Интересы России в Сирии охватывают несколько ключевых направлений: военное, экономическое и дипломатическое.

В военном плане Москва стремится сохранить свои базы и центры влияния. В частности, она хочет иметь возможность свободно действовать в Средиземном море и поддерживать воздушный мост в Африку через Ближний Восток, используя свои базы на сирийском побережье.

В экономическом плане Россия стремится сохранить свои интересы в энергетическом и инфраструктурном секторах. Она рассматривает Сирию как арену для достижения более широких целей, таких как обеспечение безопасности морских трубопроводов и защита российских интересов в Восточном Средиземноморье, а также укрепление отношений с арабскими странами для стабилизации своего влияния.

В дипломатических отношениях Россия выступает в роли посредника и наблюдателя, поддерживая связи с Ираном, Израилем и Турцией, стремясь найти баланс между их интересами. Одновременно с этим Россия активно перестраивает свои отношения с действующим сирийским правительством и его оппонентами, стараясь не принимать непосредственного участия во внутренних конфликтах.

Российское присутствие в Сирии: от инфраструктуры к новой армии

Для временной администрации в Сирии сближение с Россией — это не второстепенный вариант, а стратегическая необходимость, продиктованная сложной реальностью, с которой сталкивается Ахмед аш-Шараа: политическое давление, внутренние и внешние угрозы безопасности, разрушенная экономика, а также необходимость обеспечения постоянной военной, экономической и политической поддержки.

Россия представляется Дамаску ключевым партнером, способным оказывать необходимую политическую поддержку или, по крайней мере, не препятствовать принятию резолюции ООН об исключении Ахмеда аш-Шараа и некоторых его министров из списков террористических организаций Совета Безопасности.

Расплата за русофобию: санкции загнали ЕС в ловушку. В игру вступает Индия

Несмотря на незначительное проникновение европейских компаний в первые годы правления Асада, большая часть инфраструктуры Сирии была построена советскими, а затем российскими компаниями. От плотин до хранилищ, от электростанций до нефтеперерабатывающих заводов, от тяжелой промышленности до исследовательских центров — все это было сделано руками России. И в ближайшей и среднесрочной перспективе это будет особенно актуально, учитывая проблемы, с которыми сталкивается сирийская экономика, а также продолжающиеся санкции США и Европы против ее финансовой системы.

В экономическом плане Сирия продолжает испытывать острую потребность в энергоносителях. Москва, несмотря на международные санкции и связанные с ними сложности в оплате, страховании танкеров и других аспектах, может предложить Дамаску более выгодные условия поставок. Россия также является вероятным местом для печати новых банкнот, которые Дамаск намерен выпустить до конца этого года.

В военном отношении поставки Россией вооружения сирийской армии, которая следует российским дисциплинарным и административным стандартам, делает Москву единственной силой, способной оказать поддержку новой сирийской армии. Москва действует в координации с Анкарой — свои партнером в сирийском вопросе с момента саммитов в Сочи и Астане, подписавшим предварительный меморандум о взаимопонимании с правительством Ахмеда аш-Шараа о партнерстве в сфере обороны.

С точки зрения безопасности, особые отношения Москвы с некоторыми сирийскими меньшинствами, особенно на западе страны, предоставление убежища тем, кто бежал от резни на побережье, а также ее предыдущий опыт управления южной Сирией после заключения соглашения по Деръа в 2017 году, делают ее привлекательным посредником для Тель-Авива, способным развеять его опасения в области безопасности.

Баланс сил в Сирии: Москва, Анкара, Израиль и Вашингтон

Несмотря на все вышесказанное, интересы Ахмеда аш-Шараа не совсем совпадают с интересами Москвы. Временной администрации необходим баланс между действующими силами в Сирии для укрепления своей легитимности. Это создает сложную динамику, поскольку ей приходится действовать в рамках широкой сети политических и стратегических соглашений, чтобы сохранять поддержку России, избегая при этом провокаций со стороны Запада и Анкары, что дает ей возможность маневрировать.

Сближение Москвы и Дамаска не вызывает беспокойства у Турции. Анкара считает Россию менее опасным соперником в Сирии по сравнению с Ираном, Израилем, Францией и другими странами. Кроме того, это открывает перед Анкарой новые возможности. Она может использовать это сближение в своих целях: стабилизировать обстановку на сирийском побережье и на юге страны, а также участвовать в региональных проектах, таких как строительство энергетических трубопроводов и торговых путей. Такие проекты требуют создания атмосферы долгосрочной стабильности.

Многие надеются, что мы скоро уйдем: откровение солдат ВСУ в Константиновке

Израиль с удовлетворением наблюдает за развитием событий, особенно учитывая его тесные экономические и технические связи с Москвой, включая сотрудничество в области обороны и безопасности. Тель-Авив осознает, что укрепление российско-сирийских отношений ослабит влияние Турции в регионе и не позволит Сирии стать плацдармом для атак на Израиль.

Сближение Москвы и Дамаска представляет собой вызов для Соединенных Штатов, поскольку оно восстанавливает роль России как ключевого игрока в Сирии. Тем не менее это не ограничивает возможности Вашингтона напрямую влиять на внутреннюю политику Сирии, особенно в таких вопросах, как политический переход, международные санкции, курдский вопрос и соглашения с Тель-Авивом. После свержения Асада Россия действует, руководствуясь своими стратегическими и экономическими интересами. Она стремится изменить баланс сил в Сирии, поддерживая альтернативное решение, чтобы защитить свои экономические, военные и дипломатические интересы. При этом она пытается сохранить равновесие между Турцией и Израилем.

В отличие от этого, сирийская администрация, частично полагаясь на Москву, стремится преодолеть угрозы своему постоянному правлению, связанные с безопасностью, военными действиями и экономическими вызовами. Она рассматривает возобновление соглашения о российских военных базах и другие экономические договоренности, такие как добыча фосфатов, как эффективный способ заручиться поддержкой России как на местах в Сирии, так и в коридорах ООН.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'