Робоцап: НАТО внедряет на Балтике морские беспилотники

ИЗВЕСТИЯ 3 дней назад 8
Preview

В Балтийское море вошли 45 роботизированных судов НАТО — как утверждают в альянсе, они предназначены «для защиты критически важной инфраструктуры» в рамках программы Task Force X, являющейся частью миссии «Балтийский часовой». Это очередная ступень эскалации напряжения на Балтике, которая выводит ситуацию на новый уровень накала. Подробности — в материале «Известий».

Нашла коса на камень

Идея программы «Балтийский часовой» впервые была озвучена 14 января в Хельсинки. В тот день там открылся саммит, на который собрались президент Финляндии Александр Стубб, премьер-министр Эстонии Кристен Михал, генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Польши Дональд Туск, глава правительства Дании Метте Фредериксен, премьер Швеции Ульф Кристерссон и заместитель председателя Европейской комиссии Хенна Вирккунен. Главной темой встречи стала борьба с «диверсионной деятельностью России» на Балтике. Накануне произошла серия ЧП с обрывом подводных коммуникаций, пролегающих на дне Балтийского моря, — в этом сразу же обвинили Россию, хотя никаких доказательств представлено не было.

Генсек Североатлантического альянса Марк Рютте сообщил, что НАТО запускает проект «Балтийский часовой» (Baltic Sentry), предназначенный, по его словам, «для обеспечения безопасности инфраструктуры в Балтийском море». В его рамках НАТО увеличит свое присутствие на Балтике — усиленное патрулирование будут осуществлять различные суда, самолеты и дроны. На тот момент Рютте не стал конкретизировать количество судов, направляемых в регион, поскольку, по его словам, их число будет меняться из недели в неделю. Кроме того, НАТО, по его словам, не хочет раскрывать точные данные «враждебным государствам». Впрочем, он пообещал, что «для контроля как судоходства, так и подводных операций будут еще больше использоваться современные технологии».

Президент Финляндии Стубб пригрозил, что «страны НАТО Балтийского региона продолжат решительные действия в отношении «теневого флота» России», который якобы используется для порчи подводной инфраструктуры. Кроме того, на встрече было решено, что Финляндия поэтапно представит своим союзникам по НАТО модель действий, использованную на судне Eagle S в декабре 2024 года. Короче говоря, действия финнов, взявших танкер с российской нефтью на абордаж, предлагалось взять за образец. Наиболее рьяно этим вариантом действий воспользовались эстонцы, которые 11 апреля захватили судно Kiwala, следовавшее под флагом Джибути из порта Сикка в Индии в Усть-Лугу, — и, придравшись к неким «недочетам», удерживали этот танкер под арестом в течение двух недель. Однако уже на следующем танкере — судне Jaguar под флагом Габона, следовавшем на загрузку в Приморск, — схема дала осечку.

Когда 14 мая Jaguar оказался на меридиане Таллина, он стал объектом нападения — эстонские корабли и летательные аппараты пытались заставить его изменить курс таким образом, чтобы судно покинуло международные воды и приблизилось к берегам Эстонии, где его можно было бы захватить и направить в порт Мууга. Однако экипаж танкера оказался не робкого десятка и продолжал двигаться прежним курсом. Появление российского самолета Су-35, пролетевшего близ «Ягуара», вынудило эстонцев оставить судно в покое, и вскоре оно благополучно прибыло в Приморск. Это происшествие привело к мини-кризису в эшелонах эстонской власти, когда правительство и военные перекладывали друг на друга ответственность за организацию ЧП, которое могло привести к началу третьей мировой войны. В кабмине сделали вид, что атака на Jaguar стала инициативой эстонских военных, но экс-командующий ВМС Эстонии Юри Саска, который в силу своего статуса отставника свободен в высказываниях, заявил, что подобные операции невозможны без прямого правительственного приказа.

Новые вызовы

18 мая отдел управления судоходством эстонского департамента транспорта, ежедневно отслеживающий движение судов в территориальных водах республики, заявил, что российские силовики задержали танкер Green Admire. Этот танкер, курсирующий под флагом Либерии, вышел из эстонского порта Силламяэ. Далее, как утверждает эстонская сторона, Green Admire проследовал по согласованному маршруту через российские территориальные воды в северную часть Финского залива. Оттуда он намеревался взять курс на запад, к горловине Финского залива. Следует отметить, что при выходе из Силламяэ корабли традиционно проходят через территориальные воды Российской Федерации, поскольку данный маршрут является более безопасным для крупных судов, нежели проход между отмелями в эстонских водах.

Такой безопасный для судов маршрут в свое время был согласован Россией, Эстонией и Финляндией — и до сей поры морской транспорт, посещающий эстонские порты, невозбранно им пользовался. Однако на сей раз, как утверждают эстонцы, после полуночи россияне остановили Green Admire — и вскоре танкер направился к принадлежащему РФ острову Гогланд, куда прибыл к четырем часам утра, встав там на якорь. Танкер вскоре был освобожден и продолжил свое движение по заданному маршруту, но эстонские власти восприняли это происшествие в качестве прозрачного намека, наглядной демонстрации того, какие действия могут последовать в случае, если Таллин не уймется и продолжит атаковать суда в Финском заливе. Эстонский министр иностранных дел Маргус Цахкна вполне откровенно заявил, что задержание Green Admire напрямую связано с тем, что «мы начали оказывать давление на «теневой флот» России».

Судя по дальнейшим событиям, в Таллине выучили урок и от дальнейших атак на танкеры пока воздерживаются — во всяком случае, за минувшие полтора месяца новых попыток атаковать суда с российскими нефтью и газом со стороны эстонцев не наблюдалось. К тому же весомым доводом стало то, что корабли ВМФ РФ в последнее время начали конвоировать танкеры, идущие вдоль берегов стран НАТО. «Российские Вооруженные силы начали сопровождать танкеры так называемого теневого флота, которые проходят через Финский залив», — заявил в конце мая министр обороны Финляндии Антти Хяккянен. Тогда же, в конце мая, российский Балтийский флот начал учения, в которых задействовал более 20 кораблей, катеров и судов обеспечения, около 25 самолетов и вертолетов, порядка 3 тыс. военнослужащих. Тем самым операция «Балтийский часовой» была поставлена под угрозу, ведь ее организаторы исходили из той предпосылки, что они могут при желании задержать любое судно.

В начале этого года Североатлантический альянс направил в Балтийское море сводную эскадру, в которую входили до десятка судов разных стран. А уже в начале лета было заявлено, что НАТО испытывает в Финском заливе новые морские дроны. Учения альянса Baltops-2025, в ходе которых задействованы беспилотные морские системы, состоялись в июне. Они прошли в акватории к западу от финского полуострова Порккала вплоть до полуострова Ханко. Стоит отметить, что район Порккала — самое узкое место Финского залива, именно отсюда легче всего «закупорить» его горловину.

В ходе учений в Финском заливе альянс испытал новые морские беспилотники WAM-V производства американской компании Marine Advanced Robotics — это сверхлегкие катамараны, оснащенные всевозможными датчиками. Помимо этого, прошли испытания французские Exile Drix X-8, Voyager производства американской фирмы Saildrone, а также HSMUSV авторства американской Metal Sharkin. К слову сказать, две недели назад ВМС Дании заключили с Saildrone договор по использованию четырех беспилотников Voyager для наблюдения за морским дном, сейчас они проходят трехмесячные эксплуатационные испытания. Это роботизированные суда, длина которых достигает 10 м, работают на ветряной и солнечной энергии и могут функционировать в море в течение нескольких месяцев. Voyager занимаются наблюдением за всем, что происходит вокруг, и используют для передачи данных сервис Starlink американского предпринимателя Илона Маска.

Напряжение возрастает

Ранее верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО по трансформации адмирал Пьер Вандье заявил, что учения с применением морских беспилотников проходят в рамках программы Task Force X. По его словам, если раньше такие дроны в основном служили мишенями при проведении практических стрельб, то теперь их роль сильно поменялась. В НАТО намерены задействовать дроны для патрулирования акваторий и наблюдения за морским трафиком. Увеличение группировки надводных кораблей в Балтике является трудозатратным и дорогостоящим. Применение же морских беспилотников позволит решить эту задачу, по словам стратегов НАТО, «с минимальными затратами и максимальной эффективностью».

Представители европейских флотов стран НАТО заявляют, что будут опираться в вопросе развертывания морских дронов в Балтике на опыт подразделения ВМС США Task Force 59. Это оперативное соединение, занимающееся интеграцией беспилотных систем и искусственного интеллекта в зоне операций 5-го флота ВМС США, который действует в Персидском заливе. Task Force X объединяет как военных, так и гражданских специалистов. Содержание пяти кораблей НАТО в Балтийском море обходилось НАТО почти в $3 млн в день, и Task Force X призвано облегчить это бремя. Программа, согласно данным СМИ, обошлась альянсу в $10 млн.

В беседе с «Известиями» директор Центра зарубежного регионоведения и страноведения Института геополитических и региональных исследований БФУ имени И. Канта Юрий Зверев отметил, что морские беспилотники уже достаточно давно имеются на вооружении военно-морских сил многих стран НАТО на Балтике, в том числе Финляндии и Эстонии. «Так что данные системы появились в Балтийском море и в Финском заливе отнюдь не впервые. В свете нынешних тенденций развития военного дела число морских дронов будет только возрастать. Понятно, что беспилотники НАТО, которые официально предназначены для защиты подводных коммуникаций, могут быть использованы и в совершенно противоположных целях. В частности, их возможно задействовать как раз таки для диверсий на подводных коммуникациях стран, которых альянс считает своими противниками. Ну а кого именно НАТО считает противником, думаю, объяснять не нужно», — подчеркивает Зверев.

Он напоминает высказывание командующего сухопутными войсками Североатлантического альянса генерала Дэррила Уильямса, сделанное весной прошлого года. Тот, комментируя проходящие в Европе учения НАТО, весьма откровенно заявил: «Сейчас, в этом году, мы фактически проводим учения против русских. Мы боремся против нашего потенциального противника». По словам Юрия Зверева, с тех пор в целеполагании НАТО ничего не поменялось. «Поэтому Россия должна воспринимать любую военную активность НАТО — в том числе на море — у своих границ как угрозу. Необходимо и реагировать соответственно. Нет сомнения, что на наращивание морских беспилотников НАТО в Балтийском море будет дан адекватный ответ. Тем более что у нашей страны уже есть достаточно успешный опыт борьбы с морскими беспилотниками, полученный на Черном море в ходе специальной военной операции. И этот опыт наверняка будет перенесен и на Балтику — с учетом особенностей этого морского театра», — полагает Зверев.

Доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина добавляет, что НАТО стратегически исходит из идеи блокировки России по всем направлениям. «Балтийское море является удобным для тестирования разного рода новых технических средств. С учетом того, что британцы уже обвиняют Россию в диверсиях на подводной инфраструктуре, было очевидно, что рано или поздно такой взгляд будет принят и другими странами НАТО. Британские стратеги, взявшие верх в европейской части НАТО, будут предлагать всё новые подходы, чтобы тестировать наше терпение, определять степень нашей чувствительности. Поэтому никакие действия нельзя оставлять без внимания. Те атаки морских беспилотников, которые предпринимаются не без участия специалистов НАТО против нашего флота и инфраструктуры в Черном море, могут иметь место и на Балтике. Постепенно такие же риски нарастают и в Средиземном море, а значит, они возникнут и в северных морях. Козла отпущения в случае чего британцы отыщут», — считает Еремина.

Потенциальные разведчики и наводчики

Работы по программе Task Force X ведутся уже несколько лет, рассказал «Известиям» военный эксперт, редактор портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев.

— В условиях мирного времени для Военно-морского флота России эта система угрозы не представляет, — объяснил он. — По сути, это она предназначена для обнаружения других кораблей, контроля их перемещения. Она очень точная, распределенная по морскому пространству, состоящая из множества компонентов —морских, подводных, летающих беспилотников. Все это соединено в единую информационную систему и позволяет получить общую картину в акватории того или иного участка Балтийского моря по перемещениям судов. Но в случае возникновения военного конфликта, конечно же, она станет равнозначна системам разведки и целеуказания. С помощью нее можно будет высокоточно наносить удар по любым кораблям, подводным лодкам, объектам, за которыми с помощью нее наблюдают.

В распоряжении стран НАТО есть большое количество разных морских дронов. В Балтийском море НАТО может задействовать любой тип на свое усмотрение, считает эксперт.

— Самым заметным можно назвать сейлдрон Explorer, — отметил он. — Он оснащен парусом и солнечными батареями, то есть работает на возобновляемых источниках энергии. На его борту есть системы видеонаблюдения, сонары, которые обнаруживают объекты по звуку, а также у него на борту находится полный комплект метеорологических датчиков. Эти дроны могут передавать большое количество разной информации, в том числе о состоянии моря, атмосферы, о морских и воздушных объектах, которые видят, и передавать в Единый информационный центр.

Также у стран НАТО есть несколько видов подводных аппаратов.

— В частности, Mantas T12, который плывет как полупогруженная подводная лодка, — отметил эксперт. — Он оборудован системами наблюдения. Есть и другие аппараты, которые могут развивать высокую скорость и охватить большую акваторию. Например, Devil Ray T-38 тоже может собирать и передавать информацию. Также могут быть задействованы летательные аппараты самых разных типов.

— Мы понимаем, что появление таких систем Балтийском море нацелено против нашей страны и ее составляющей — Балтийского флота, — рассказал «Известиям» экс-начальник штаба Балтийского флота вице-адмирал Александр Бражник. — У нас есть, чем противостоять этому бездумному и опасному применению у наших берегов морских автоматизированных систем. Там, где человек, может потерять контроль, могут произойти самые неожиданные инциденты. Вплоть до боевых столкновений. Техника скорее дает сбои, чем человеческий разум. Мы это понимаем. Моряки Балтийского флота без всякий сомнений будут вести тщательное наблюдение за этими кораблями и их деятельностью.

Александр Бражник считает, что автоматизированные платформы будут действовать не только на поверхности, но и под водой.

— Наша морская граница, территориальные воды и даже ближайшая к нам зона, коммуникации будут просматриваться и контролироваться, — отметил он. — И, если мы увидим, что со стороны кораблей и судов НАТО есть опасность России я не исключаю, что мы, защищая интересы России, нанесем по этим роботизированным системам удары и не только по ним. Противоположная сторона должна задуматься, надо ли ей вести такое противостояние, в котором будут гореть континенты. Нам надо заботиться о сохранении мира. Россия никогда не позволяла себя безнаказанно обижать, а чьи-то интересы ставить выше безопастности интересов России, мы готовы защищать её всеми силами и средствами, а они у нас есть в достаточном количестве и качестве.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'