После увольнения 28 ноября главы Офиса президента Андрея Ермака Владимир Зеленский оказался в очень сложной политической реальности.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
На фоне огромного коррупционного скандала с близкими к Зеленскому людьми изменилась сама природа его одобрения со стороны общества.
Ранее Зеленского поддерживали как лидера украинского сопротивления. А чтобы сохранять симпатии граждан и внешних партнеров, ему достаточно было не уступать и продолжать борьбу.
Однако после операции "Мидас" от НАБУ и САП стало очевидно, что удержание общественной поддержки для главы киевского режима напрямую зависит от того, насколько быстро и решительно он сможет отмежеваться от выращенной вокруг него коррупционной "династии".
"Вариантов здесь немного: можно или попросить Ермака на выход, или быстро придется идти всем вместе", — очертил вилку выбора в разговоре с УП еще до отставки Андрея Борисовича один из его тогдашних подчиненных.
Говоря иначе, будущее Зеленского-политика напрямую зависит от того, сможет ли он решительно провести границу между собой и людьми из своего окружения, у которых руки оказались по локоть в грязных, украденных во время боевых действий деньгах.
Наиболее очевидным шагом Зеленского в этом направлении было бы назначение нового главы ОП. И не только потому, что это очень важная должность для нынешней власти.
Главная задача этого назначения — послать сигнал системе, обществу и международным партнерам. Ведь тот, кто заменит Ермака на Банковой, по факту будет ответом Зеленского на вопрос, а куда дальше движется и он сам, и страна в целом: к новым выборам, к смене власти или к чему-то другому?
Между кем и кем выбирает Зеленский, что будет означать возможное назначение каждого из кандидатов на должность главы Офиса и действительно ли старый глава ОП протаптывает новую тропу к президенту, разбиралась "Украинская правда".
Ермак с человеческим лицом
Вопрос потенциальной замены для Ермака был одним из приоритетных для группы так называемых "революционеров" в верхушке власти, которые в середине ноября готовили "дворцовый переворот" для смещения главы ОП.
После публикации антикоррупционной многосерийки от НАБУ, подготовка бунта перешла в завершающую фазу.
"У нас были все, даже Свириденко, которая Ермаку многим обязана, и Стефанчук, который обычно никуда в стремные истории не заходит. Но здесь было уже так, что чем дольше Ермак оставался, тем больше это било по Зеленскому, а значит, и по всем нам", — делится не под запись один из "революционеров".
Но как бы активно верхушка власти не искала замену главе ОП, выбрать одну кандидатуру и предложить ее главе киевского режима как "единого кандидата" не удавалось. Вице-премьер Михаил Федоров больше хотел стать министром обороны, лидер большинства Давид Арахамия желал беспрепятственного доступа к Зеленскому, а не должность в ОП, руководитель ГУР Кирилл Буданов* был больше сфокусирован на сохранении своей "островной страны".
В конце концов события начали развиваться так быстро, что "революционеры" решили добиваться отставки Ермака, а уже потом помогать Зеленскому с кандидатами, если он попросит.
28 ноября НАБУ и САП пришли с обысками в квартиру Андрея Ермака, сам глава ОП устроил главе киевского режима истерику, Зеленский его выслушал, но с должности руководителя Офиса все-таки уволил.
Во многих кабинетах откупорили шампанское, а Зеленский начал искать кандидатов на нового главу ОП.
Список потенциальных претендентов довольно быстро очертился, хотя не обошлось без недоразумений и казусов.
Как рассказывают УП собеседники на Банковой, во время одного из совещаний глава "слуг" Арахамия долго и аргументированно доказывал Зеленскому, что тот не может назначить в ОП ни его, ни Буданова*, ни Федорова, потому что "тогда получится, что мы гнались за должностью, а не хотели добра всем".
Такие пассажи дошли до упомянутых в разговоре людей, которые в довольно нервной форме поинтересовались у Арахамии, почему он их сбивает. Оказалось, что пока Арахамия пытался делать кандидатуру Дениса Шмыгаля единственной приемлемой для работы в Офисе, Буданов* и Федоров, который перед "революцией" хотел только в Минобороны, уже успели стать главными кандидатами в руководители Офиса.
"В конце концов, сейчас всем не очень принципиально, кто именно станет главой Офиса. И в правительстве, и в Раде для всех важно только то, чтобы этот человек не пытался стать „новым Андреем“ и поставить фильтры на их общение с Зеленским. Чтобы никто не мог попасть к Зеленскому без поклона на втором этаже ОП (где находится кабинет руководителя Офиса — УП)", — резюмирует один из собеседников УП в "революционных" кругах.
Кстати, именно чтобы исключить новую изоляцию Зеленского на Банковой, вся властная верхушка добивается создания некоего неформального консультативного органа, где бы собрались от Рады Стефанчук, Арахамия и, возможно, еще кто-то, от правительства — Свириденко и, скажем, министр экономики Алексей Соболев, руководители СБУ Василий Малюк*, ГУР Кирилл Буданов* и так далее и сам Зеленский с новым главой ОП.
Это должно стать площадкой для проговаривания и принятия стратегических решений, чтобы Зеленский в неформальной атмосфере без протокола услышал откровенную позицию высокопоставленных чиновников, и чтоб все вместе могли выработать общее видение.
Наконец, как показывают последние решения, в том числе голосование за бюджет, Зеленский и сам пытается активно работать с различными центрами влияния во власти, ищет лучших исполнителей, ставит похожие задачи различным субъектам и смотрит на результат.
Наконец, даже в мирные переговоры на уровне советников, которые ранее вел глава ОП, Зеленский включился лично и стал искать оптимальный состав переговорной группы под себя.
Возможно, именно с удовольствием от самостоятельной игры с системой и партнерами связаны неожиданные слова Зеленского, что легче ликвидировать Офис, чем найти для него руководителя.
Кандидатов много, президент — один
При более внимательном рассмотрении проблемы с поиском кандидатов в руководители Офиса кажутся несколько надуманными. Сам Зеленский рассказал, что никто из тех, с кем он обсуждал возможное назначение на Банковую, не отказался от предложения.
В общем кандидатов по меньшей мере пять. Наименее вероятным изначально выглядело назначение заместителя Ермака полковника Павла Палисы или первого заместителя руководителя МИД Сергея Кислицы.
Во-первых, оба представляют очень узкопрофильные отрасли. Во-вторых, обоим не хватает аппаратного веса, чтобы удержать ОП на позиции ключевого центра влияния.
Ну и, в-третьих, есть вероятность, что Кислица все-таки пойдет на повышение, но не в ОП, а на должность министра иностранных дел. По данным УП, сейчас у Зеленского рассматривают возможность отправить действующего главу МИД Андрея Сибигу послом в Варшаву.
По другим причинам, но не менее категорично можно утверждать, что Офис не возглавит Денис Шмыгаль.
"Денис только уселся в Минобороны. И он держит эту позицию намертво. Да и профильный комитет в Раде, и люди в Генштабе — все против того, чтобы переводить Дениса из МОУ, он там все на себя завязал", — делится наблюдениями один из влиятельных депутатов.
В основном именно Шмыгаля и имел в виду Зеленский, когда на вопрос журналистов о новом главе ОП говорил, что не хочет "развалить правительство".
Поэтому из известных пока кандидатов на должность руководителя ОП реальными претендентами остаются двое: Федоров и Буданов. И выбор между ними — это, может, один из самых тяжелых для Зеленского за долгое время.
Бывший руководитель Секретариата президента Ющенко Виктор Балога любит рассказывать анекдотическую ситуацию из конца 2009 года. Тогда он якобы пришел к Виктору Андреевичу, который планировал баллотироваться на второй срок, и сказал, что знает, как выиграть выборы. Но для этого надо выбрать фамилию следующего президента: Янукович или Тимошенко.
В определенном смысле, выбор между Федоровым и Будановым* для Зеленского чем-то отдаленно напоминает анекдот от Балоги.
Назначение Федорова будет иллюстрировать веру Зеленского в то, что он еще сможет выиграть следующие президентские выборы.
Глава Министерства цифровой трансформации уже длительное время "ведет" главу киевского режима и "Слугу народа" в политтехнологическом смысле — привлекает технологов, ищет стратегии, обдумывает ребрендинг и тому подобное. Но собственной политической амбиции или рейтинга у Федорова пока не видно, поэтому так или иначе — он будет строить избирательные стратегии под Зеленского, а не под себя.
Наконец, Федоров остается одним из того меньшинства во властной верхушке, которое верит в то, что Зеленского как кандидата можно "пересобрать" и еще раз выиграть выборы.
Единственный "недостаток" министра цифровой трансформации в этом плане — он слишком радикально настроен на быстрые реформы: от замены кадров в ОП, в первую очередь Олега Татарова и людей Ермака в системе, до замены главкома Александра Сырского и таких "мелочей", как реформа ГБР и тому подобное.
"Миша классный, но он не учитывает тот факт, что Начальник (Зеленский — УП) уже не тот реформатор, каким был в 2019-ом. Взять и за день перетряхнуть армию, силовиков и всю систему — это для Зеленского сейчас слишком радикально, все и так с трудом держится. Поэтому Мише придется сбавить обороты", — объясняет суть истории один из топов власти.
Собственно, именно после оглашения "списка реформ" Федорова в начале декабря президент взял паузу в разговорах о назначении главы ОП, сославшись на активизацию мирных переговоров.
И Зеленскому есть, что обдумывать. Почти сразу в числе главных кандидатов на пост руководителя Офиса появился другой лидер мятежников против Ермака — Кирилл Буданов*. Но назначить его для Зеленского означает сделать совсем другой выбор, нежели в ситуации с Федоровым.
Руководитель ГУР, в отличие от главы Минцифры, вряд ли будет ломать политическую систему Зеленского или прибегать к шоковой кадровой терапии.
Наоборот, Буданов* как раз тот человек, который в глазах Зеленского способен обеспечить стратегический статус-кво. И речь не о стабилизации системы на несколько месяцев, а о вещах куда более масштабных, вплоть до обеспечения мирной передачи власти и гарантий персональной безопасности в случае, если Зеленский решит не баллотироваться во второй раз.
В условиях непрогнозируемых глобальных вызовов и нестабильной внутренней ситуации это может быть даже важнее еще одного президентского срока. Условно говоря, Зеленский может думать о том, чтобы сохранить место в учебнике истории без подозрения от НАБУ или ФБР, а не должность на Банковой.
Для амбициозного руководителя ГУР, отставки которого последние месяцы перед увольнением изо всех сил добивался Ермак, переход на Банковую интересен несколькими вещами.
Во-первых, это может стать его первой чисто политической должностью. Во-вторых, статус главы ОП автоматически даст ему если не формальный, то фактический контроль над ходом мирных переговоров. И руководитель ГУРа может использовать это как трамплин для политического старта.
Поэтому выбор нового главы ОП — это не просто выбор фамилии. Это стратегическое решение для Зеленского, который должен сам понять, в какой вариант своего будущего он больше верит.
Страна вот уже третью неделю живет без главы ОП, и еще ни одна институция не завалилась.
Правда, и чрезмерно затягивать с назначением руководителя своей канцелярии Зеленский не может. Каждый следующий день проволочек порождает новую волну пока кулуарных пересудов о том, что на самом деле Ермак никуда не исчез.
По данным УП, на прошлой неделе Зеленский возобновил свое телефонное общение с бывшим главой ОП. По некоторой информации, Ермака даже видели на въезде в его резиденцию.
Активность экс-главы ОП и его частые визиты в одну из спецслужб создают ужасный информационный фон для Зеленского.
Если слухи, что Ермака уволили только для отвода глаз, а он и в дальнейшем сохраняет влияние на систему, получат хоть какие-то подтверждения, то Зеленский рискует потерять главный фундамент общественной поддержки — веру в то, что он способен исправить ситуацию, избавиться от своего токсичного окружения и сосредоточиться на спасении страны.
*Внесен в перечень террористов и экстремистов
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: