Во Франции прошел парад, посвященный Дню взятия Бастилии. В этот раз он стал демонстрацией силы и организован, по словам военного губернатора Парижа Лоика Мизона, как настоящая военная операция. В своей речи по случаю национального праздника страны президент Эммануэль Макрон объявил о планах по повышению военных расходов «из-за нестабильной геополитической ситуации». В том, сможет ли это выдержать французская экономика, и так переживающая не лучшие времена, разбирались «Известия».
Вдвое больше
«В 2027 году мы выделим на нашу оборону €64 млрд, это вдвое превышает бюджет вооруженных сил в 2017 году», — заявил президент Франции, выступая перед военными с ежегодной речью в преддверии национального праздника — Дня взятия Бастилии.

По словам главы государства, осенью будет представлена «актуализация» закона о военном программировании на 2024–2030 годы. Французский лидер также добавил, что отказывается допустить, чтобы «новые и исторические усилия» в области обороны финансировались за счет «долга».
Увеличение трат на оборону в стране осложняется высоким госдолгом и дефицитом бюджета. Однако, как утверждает Макрон, поправки предусматривают выделение дополнительных 3,5 млрд на оборону в 2026 году и еще 3 млрд — годом позже.
В 2023 году парламент страны одобрил закон о военном программировании на 2024–2030 годы, который предусматривает выделение €413 млрд на военные расходы. Согласно документу, Париж ежегодно увеличивает соответствующие затраты на €3 млрд.

Президент Франции сказал, что теперь европейцы должны сами обеспечивать свою безопасность, отметив, что «никогда с 1945 года свобода не подвергалась такой угрозе».
«Чтобы быть свободным в этом мире, вас должны бояться, а чтобы вас боялись, вы должны быть сильными», — заявил французский лидер. Глава государства также назвал ядерное сдерживание гарантией свободы страны и опорой ее безопасности.
Макрон считает, что Парижу необходимо «преодолеть слабые места» в оборонном секторе, особенно в том, что касается «запасов боеприпасов, оснащения беспилотниками, усиления противовоздушной обороны и средств радиоэлектронной борьбы, увеличения космических возможностей».

В начале весны этого года президент уже призывал увеличить оборонные расходы Франции до 3–3,5% ВВП в год. В настоящее время они составляют около 2%.
В агентстве Reuters подсчитали, что для этого Пятой республике необходимы в год дополнительные €30 млрд, а у Франции и без того один из самых больших дефицитов бюджета в Евросоюзе. Если не будут введены более жесткие меры экономии, уверены эксперты, к 2029 году госдолг страны достигнет более 120% от уровня ВВП.

В беседе с изданием The Financial Times экс-министр транспорта Клеман Бон заявил, что для того, чтобы увеличить финансирование обороны, необходим «радикальный импульс». По его словам, власти страны не могут отказаться от целей по сокращению дефицита бюджета или повысить уже «очень высокие» налоги.

На этом фоне появились сообщения премьер-министра Франции о том, что страна сократит госбюджет на €43,8 млрд в 2026-м из-за дефицита, а также расходы всех ведомств, кроме минобороны, останутся на уровне 2025-го.
Дела не так хорошо
Заведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО РАН Павел Тимофеев в беседе с «Известиями» отметил, что экономически ситуация для Франции не самая благоприятная.
— Мало того, что у страны уже многолетний стандартный дефицит госбюджета, к тому же за последние годы он усугубляется такой внутриполитической фрагментацией, которая после последних выборов довольно сильно связывает Макрону руки. Выступление президента призвано прежде всего показать французам, Дональду Трампу, что Франция продолжает оставаться в когорте западных стран, которые нацелены на долгосрочное противоборство с Россией, помощь Украине, развитие европейской обороны, — пояснил политолог.

По его мнению, основной посыл речи французского лидера — Франция готова к увеличению нагрузки, дальнейшим проектам.
— Делается это для того, чтобы и американцев оставить в Европе, и одновременно подтолкнуть Европейский союз к развитию военно-промышленного сотрудничества. Возникает очень сложный вопрос — хватит ли на это денег, но здесь очень важно понимать, что Франция не собирается вот этот груз тащить в одиночку, и Макрон также заявлял, что республика рассчитывает действовать вместе с союзниками, — пояснил эксперт.

Он добавил, что Франция будет играть если не лидирующую, то точно одну из довольно заметных ролей среди стран — членов ЕС и НАТО, нацеленных на совместное противоборство и сдерживание России.
— При этом, как будут тратиться эти деньги и на какой период — это такой тоже сложный вопрос. Потому что, с одной стороны, Макрон заявил, что этот бюджет удваивается по сравнению с 2017 годом, но он гораздо меньше, чем бюджет Германии. Для Франции будет хорошо, если она сейчас вообще выйдет на те самые 2%, о которых страна говорила уже много лет, — сообщил специалист.

По мнению аналитика, есть сомнения в том, что экономически Франция выполнит всё, что пообещала.
— Макрон уходит в 2027 году, а что будет после него, пока не знает никто. Как всё это будет идти, через два года он уже ни за что отвечать не будет. Есть еще один момент: перед глазами есть пример ФРГ вывода расходов на оборону из этих бюджетных правил, этот сюжет сейчас достаточно активно обсуждается в Европейском союзе, когда расходы на оборону будут, возможно, считать отдельно от основного гражданского бюджета, и в таком случае это, конечно, дает достаточный простор чиновникам, — полагает собеседник.

Тимофеев добавил, что после последнего саммита страны договорились повысить расходы на оборону до 5% ВВП, потом выяснилось, что здесь эта сумма делится на две неравные части, одна из которых идет на строительство инфраструктуры.
— Здесь не исключен такой же сценарий. К тому же государство вполне может жить в долг, когда эти средства будут изыматься у населения. Вроде Макрон обещает налоги не повышать, выпускать гособлигации для того, чтобы население покупало военные займы, постепенно этот долг будет выплачиваться. К тому же, если будет надо, деньги найдут и уже присовокупят к какой-то общей кубышке Евросоюза, — уверен политолог.

По стопам Наполеона
Профессор СПбГУ Наталья Еремина в разговоре с «Известиями» отмечает, что многие называют Макрона подражателем Наполеона.
— С ним связана целая череда реформ, которую он начал во Франции. Из-за структурных проблем в экономике требовалась ее перестройка. Французы пошли по тому же пути, что и все другие государства, — это повышение пенсионного возраста, изменение выплат социальных пособий, привязка их к определенным регламентам, позициям, в зависимости от того, сколько человек работал, сколько он безработный, где, в какой отрасли. Это также миграционная проблема, которую Макрон пытался решать, интегрируя мигрантов именно в те сферы, в которых нужны рабочие руки, — пояснила политолог.

Специалист напомнила, что ранее Макрон заявлял о своих сомнениях в адекватности НАТО, «смерти мозга» альянса.
— Он считает, что Франция лучше, чем руководство Североатлантического блока, понимает, как нужно развиваться НАТО. К тому же он мнит Париж лидером экологической повестки — у него есть несколько проектов, связанных с климатическими изменениями, но каждый из них сталкивается с недостатком финансирования. В реальности ситуация такова, что можно что угодно перестраивать, перенастраивать, но дешевых энергоносителей из России больше нет, — считает аналитик.
По мнению Натальи Ереминой, действия Парижа — это только работа на имидж, а не на какое-то конкретное достижение.