Варшава поставила цель побить рекорд НАТО по тратам на оборону. В следующем году она планирует потратить 4,8% ВВП, несмотря на серьезный бюджетный дефицит. Деньги Польша собирается получить из европейских фондов. При этом эксперты уверены: поляки манипулируют цифрами военных расходов. Подробности — в материале «Известий».
Много злотых на оборону
Власти Польши планируют в 2026 году потратить на оборону 200 млрд злотых ($54,75 млрд), что составит 4,8% от ВВП страны. Такое решение приняли на заседании польского правительства.
Как заявил министр финансов страны Анджей Доманьский, это самый высокий показатель среди стран — членов НАТО.

По итогам прошлого года Польша также стала лидером среди стран Североатлантического альянса по тратам на оборону в процентном выражении от ВВП — 3,82%. В денежном выражении Польшу опередили США, Британия, ФРГ и Франция.
По данным шведского Института исследования проблем мира (SIPRI), в 2022 году Варшава увеличила расходы на оборону на 75%, направив туда $31,6 млрд. В 2024 году траты выросли до $35 млрд.

Больше всего вооружений Варшава закупает в США. В сентябре 2023 года стороны подписали контракт на покупку 486 установок HIMARS, начало поставок которых намечено на конец текущего года. Столь масштабный арсенал сделает Польшу одним из крупнейших операторов HIMARS в мире. Для сравнения: Украина от США получила 39 пусковых установок.

Помимо этого, Польша закупила около сотни американских вертолетов AH-64Е Apache, 366 танков M1A2 Abrams, 32 истребителя пятого поколения F-35A, две батареи ЗРК Patriot и систему управления ПВО. К тому же Польша заключила контракт с Южной Кореей на поставку танков и гаубиц на $5,8 млрд.
Подготовка к конфронтации
Помимо больших расходов на оборону, у Польши третья по численности армия в Североатлантическом альянсе — после США и Турции: в ней служат свыше 216 тыс. человек. Однако Варшава планирует к 2027 году удвоить число военных.
По словам премьер-министра Дональда Туска, сделать это планируется с помощью специальных военных тренингов.

«К концу года мы хотим иметь рабочую модель, чтобы каждый взрослый мужчина в Польше мог пройти военную подготовку и чтобы этого резерва было достаточно для отражения возможных угроз», — заявил он.
Глава правительства пояснил, что обучение будет добровольным и позволит пополнить резерв армии без возвращения к крайне непопулярной в стране политике обязательного призыва, который был отменен в 2008 году.

Туск не раз заявлял, что Европа живет в «предвоенное время». В качестве главной угрозы он называл Москву, а также заявлял, что Россия якобы будет готова к конфронтации с Европой в 2027 году, поэтому нужно активно вооружаться и вкладывать больше средств в оборону.
«Мы знаем, зачем мы это делаем, мы видим это на нашей восточной границе. Мы продолжим вооружать Польшу и будем готовить ее к любым неожиданностям», — сообщил глава правительства, добавив, что для защиты страны необходима современная армия.
Польские манипуляции
Руководитель группы комплексных исследований Балтийского региона ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский в беседе с «Известиями» отметил, что если говорить о способности воевать, то польская армия занимает первое место в Европе.
— В 2025 году предполагается, что у поляков расходы на оборону составят 4,7% ВВП, но нужно учитывать, что у страны есть бюджетное министерство обороны и внебюджетный Фонд поддержки вооруженных сил, в который еще поступают и деньги из казны. Через бюджет министерства обороны в этом году идет только 66,6% военных расходов, остальные как раз через этот фонд, и они собираются еще один такой же фонд создать, — пояснил полонист.

По словам политолога, если взять доходную часть бюджета, то от нее польские военные расходы совокупно составляют 29,5%, а от расходной части бюджета — 13,5 %.
— Доход бюджета на 2025 год составляет 632,85 млрд злотых, а расходы — 921,62 млрд злотых, то есть имеется дефицит в 288,77 млрд. Это колоссальнейший дефицит, который, в принципе, по европейским нормативам вообще не положен. Но полякам удалось добиться разрешения от Еврокомиссии, объяснив его соображениями безопасности, — подчеркнул эксперт.

Специалист добавил, что особенность внебюджетного фонда заключается в том, что он позволяет очень многие расходы увести в долг, и при этом эта задолженность не считается государственной, хотя де-факто таковой является.
— Поляки, на мой взгляд, специально такой дефицит формируют для того, чтобы на переговорах по будущему бюджетному периоду на 2028−2034 годы выторговать очень неплохие субсидии из европейских фондов. Они опять будут главными получателями денег из Брюсселя. При этом в военные расходы Варшава записывает всё, что угодно, манипулирует с кредитами на покупку вооружений. Например, польские власти учитывают в военных расходах кредиты, и когда их получают, и когда отдают, — указал аналитик.

По его словам, кроме того, поляки переносят в военный бюджет средства на научно-исследовательские и конструкторские работы из раздела бюджетного «Высшее образование и наука».
— Они также за счет госбюджета занимаются допкапитализацией предприятий ВПК, которые производят не только военную продукцию, и таким образом демонстрируют повышение расходов на оборону, хотя на самом деле это не совсем оборона. Кроме того, в структуре военных расходов также учитываются средства, которые направляются на развитие инфраструктуры двойного назначения: порты, дороги, а также расходы на гражданскую оборону, — рассказал эксперт.
Жесткая милитаризация Польши
Директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ Елена Панина отметила, что «модернизация польской армии преподносится как якобы реакция на СВО».
«Однако это никак не объясняет, почему Варшава модернизировала армию до 2022 года — например, закупив F-35 в 2019 году. В реальности подготовка к конфликту с Россией — долгосрочная стратегия Польши, а не реакция на текущий конфликт», — полагает эксперт.
Политолог отмечает, что польские власти предлагают увеличить польскую армию на 50% к 2035 году — с 205 тыс. до 300 тыс. военнослужащих.

«Вот только данных, подтверждающих, что Польша справится с такой задачей за 10 лет, нет, особенно учитывая демографический спад. За оптимистичными заявлениями кроется проект весьма жесткой милитаризации и закачивания денег в американские оружейные концерны», — уверена специалист.
Она полагает, что обозначенный Варшавой план выделения на военные нужды 4,7% ВВП — это более чем серьезная нагрузка на бюджет.
«При этом значительная часть денег уйдет на HIMARS, Patriot и другие американские системы. К тому же одновременное расширение и перевооружение (новые танки, самолеты) в сжатые сроки — до 2035 года — игнорирует опыт других стран. В любом случае всё это — лишь вариации калибра ружья под названием «Польша», которое небезуспешно вешают на стену дулом в сторону России. Если тратить почти 5% ВВП на оружие в течение десятилетия, то рано или поздно его можно и нужно будет использовать», — подытожила аналитик.