Сотрудники правоохранительных органов 29 сентября задержали еще трех подозреваемых по делу о массовом отравлении жителей Ленинградской области суррогатным алкоголем, сообщили в Следственном комитете. Таким образом, общее число задержанных составляет уже 11 человек. Незадолго до этого следователи обнаружили склад, где хранилась продукция, вероятно и ставшая причиной гибели людей. По данным источника «Известия», на данный момент от отравления суррогатным алкоголем умерло 33 человека. Ранее обвинение в распространении контрафакта предъявили нескольким жителям деревни Гостицы, которые разбавляли спирт и продавали его односельчанам. Однако, судя по новым данным следствия, сеть распространения нелегальной продукции могла была гораздо шире. Подробности — в материале «Известий».
Кто стоит за массовым отравлением суррогатным алкоголем
В Ленинградской области продолжается расследование массовой гибели местных жителей от суррогатного алкоголя. Эти напитки распространяла коммерческая организация, расположенная в поселке Трубников Бор, сообщила 29 сентября официальный представитель МВД России Ирина Волк.
«Мои коллеги из ГУЭБиПК МВД России совместно с подразделениями полиции Санкт-Петербурга и Ленинградской области установили предполагаемый источник распространения некачественного алкоголя», — отметила она.
Правоохранители проверяют ООО «Кастодиан». Основной вид ее деятельности — складирование и хранение продукции, следует из данных базы «Руспрофайл».

В субботу, 27 сентября сообщалось, что на тот момент по делу о продаже суррогатного алкоголя уже было задержано восемь человек. Как уточнили в Следственном комитете, в отношении шестерых судом уже избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Еще трех фигурантов задержали в понедельник, 29 сентября. По версии следствия, они организовали каналы сбыта на территории Кингисеппского и Волосовского районов Ленинградской области спиртосодержащей жидкости, опасной для жизни и здоровья граждан и хранившейся на арендованном складе.
Уголовное дело возбуждено по статье о производстве и сбыте продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.
«Работа по установлению и задержанию всех причастных лиц продолжается. Проведены обыски, в ходе которых обнаружены и изъяты канистры со спиртосодержащей жидкостью», — добавили в СК.
26 сентября прокуратура и МВД сообщили о массовом отравлении суррогатным алкоголем в городе Сланцы Ленинградской области. За одно утро в результате интоксикации скончались сначала десять человек, затем стало известно о смерти еще двоих. Сейчас, по данным источника «Известий» число жертв выросло до 33.

Все погибшие и пострадавшие из Сланцевского, Гатчинского, Кингисеппского, Тосненского и Волосовского районов употребляли нелегально реализованную спиртосодержащую продукцию. По подозрению в ее сбыте первым задержали, а затем и арестовали 78-летнего жителя деревни Гостицы Сланцевского района Николая Бойцова. Он изготавливал алкоголь прямо в своей квартире, там нашли пустые стеклянные бутылки и пластиковые канистры объемом до десяти литров с запахом спирта.
Также была задержана 60-летняя сотрудница детского сада Ольга Степанова — она, по данным следствия, поставляла Бойцову спирт, из которого он изготавливал суррогатный алкоголь. Третий фигурант дела Александр Кулаков хранил в гараже канистры со спиртным.
Бойцов в зале суда заявил, что закупал и разбавлял спирт, но на качество его продукции никогда жалоб не поступало. Утверждал, что спирт закупал оптом у Степановой. Родственники женщины настаивают, что пустые канистры, которые нашли следователи, хоть и лежали у нее на чердаке, но уже много лет лет. По их мнению, Степанову пытается подставить бывший супруг, который в 90-е имел какие-то дела с Бойцовым.
— Занимался примерно теми же вещами, которыми занимается Николай Бойцов, это не было постоянной деятельностью, — сказала «Известиям» невестка Ольги Степановой, Татьяна.

При этом несколько лет назад Бойцов уже попадался н самогоноварении, но отделался штрафом в 2 тыс. рублей. Источник издания, знакомый с ситуацией, отметил, что местные жители приобретали суррогатный алкоголь у Бойцова на протяжении долгих лет.
«Они знали этого мужчину очень давно. Спиртное у него покупали как минимум лет 15», — уточнил собеседник «Известий».
По его словам, местные жители не в первый раз сталкиваются с последствиями отравления суррогатом: семь лет назад у пожилой женщины отказали ноги после употребления выпивки, купленной в этой же точке. 25 сентября ее 42-летний внук был найден мертвым в своей квартире после употребления алкоголя, приобретенного у того же продавца.
Откуда достают метанол
Подобные истории почти всегда связаны с незаконным оборотом спирта и использованием некачественного или технического сырья, отметила управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.
— Если экспертиза подтвердит наличие [в организме погибших] метанола или других токсичных компонентов, то можно говорить о том, что причиной трагедии стал именно нелегальный алкоголь, — отметила она. — Такие жидкости зачастую распространяются через «черный рынок», где отсутствует контроль качества, условия хранения нарушены, а сам процесс разлива и разбавления спирта никак не регулируется. В результате конечный продукт становится смертельно опасным.

Метанол — это промышленный спирт, который используется в химической, лакокрасочной и автомобильной промышленности, напомнил адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев.
— Он смертельно опасен для человека, но при этом находится в относительно свободном обороте для бизнеса, — отметил эксперт. — Попадание метанола на «бытовой» рынок идет через несколько каналов: нелегальные цеха по розливу спиртосодержащей жидкости, подмена при продаже технических жидкостей, в том числе стеклоомывающих, а также использование серых схем закупки на предприятиях.
По его словам, основная проблема в том, что контроль над реальным движением метанола остается слабым: действующее законодательство ограничивает лишь его розничную продажу.
— С точки зрения ответственности, Уголовный кодекс предусматривает жесткие санкции, — подчеркнул Алексей Гавришев. — Если доказан умысел или халатность при реализации контрафактного алкоголя, это может квалифицироваться как производство и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности. В этом случае санкции доходят до 10 лет лишения свободы при наступлении смерти. При массовых жертвах возможна переквалификация.

Суд будет учитывать как количество погибших, так и степень осведомленности обвиняемых о характере сырья.
— Если удастся доказать, что они знали о смертельной опасности спирта, возможна переквалификация на более тяжкие статьи. Но пока обвинение строится на неосторожности, то есть отсутствии прямого умысла, — добавила Екатерина Косарева. — В то же время даже при такой квалификации суд вправе применить реальные сроки, учитывая масштаб трагедии.
Каждое подобное происшествие — это не единичный случай, а следствие того, что контроль над рынком метанола и спиртосодержащих жидкостей в России остается точечно-избирательным, и до конца эта проблема не решена, отмечают эксперты