ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
У тысяч пациентов с тяжелыми онкологическими заболеваниями появится больше шансов на возвращение к нормальной жизни. Помогут в этом не только врачи и новейшие технологии лечения и реабилитации. Сразу в четыре раза за последние годы выросло число доноров костного мозга, благодаря которым спасены сотни жизней. А новые меры способны кратно увеличить это число. Подробности – в сюжете корреспондента РЕН ТВ Кристины Морозовой.
Что может быть общего между сотрудницей медлаборатории из Обнинска и менеджером по подбору персонала из Перми? Ни родственных связей, ни общей профессии. Есть одно, уникальное совпадение – идентичный набор генов.
"Я не могла в это поверить, потому что в 20 лет столкнуться с таким диагнозом – это очень страшно", – рассказала Алина Григорьева, реципиент.
Алине поставили острый миелоидный лейкоз. Началась борьба за жизнь: курс химии, высокие дозы. Ремиссия. И мучительное ожидание донора костного мозга. Потенциально, их было семь. Но, 100% совпадение, по генотипу, оказалось только с одним.
"Когда мне позвонили и сказали, что я могу являться донором костного мозга, я была очень сильно удивлена", – рассказала донор Анастасия Боброва.
Пересадка прошла успешно, Теперь, спустя два года после трансплантации, люди, которые никогда друг друга и не знали, но оказались связанны кровными узами, встретятся.
Самые крепкие объятия. Самое искренне "спасибо", произнесенное сквозь слезы счастья.
"Я хочу сказать большое спасибо Анастасии за то, что решилась, за то, что поехала в Питер, сдала свои клеточки, выждала два года и сегодня мы встретились", – поделилась Алина Григорьева.
Сегодня в трансплантации костного мозга нуждаются, минимум, пять тысяч пациентов. Причем, не только с заболеваниями крови.
"Трансплантация нужна для того, чтобы закрепить противоопухолевый ответ, полученный на предыдущих курсах химиотерапии", – объяснила Инара Сайдуллаева, врач-гематолог НМИЦ гематологии Минздрава России.
Когда родственники стать донором стволовых клеток не могут, на помощь приходят добровольцы из регистра. Их – два. В российском насчитывают больше 300 тысяч – это всего 0,26% от общего населения страны. В международном – цифры значительно выше.
"Нам требуется не менее четырех тысяч трансплантаций от неродственных доноров в год. Проводится порядка 500. В Германии, да, для примера, там проводится порядка двух с половиной тысяч трансплантаций", – рассказала Анна Андрюшкина, генеральный директор национального РДКМ им. Васи Перевощикова.
К 2030 году число трансплантаций в России хотят увеличить в четыре раза. Этих показателей хватит, чтобы закрыть потребности всей страны. Ну а пока, те, кому нужны стволовые клетки – доноров могут ждать годами.
"Узнала о том, что нужна трансплантация я в том году, в конце года, в декабре. И, получается, в конце августа сказали, что донор уже найден", – рассказала пациентка Виктория Шишман.
Встретить своего генетического близнеца шанс – один на десятки тысяч. Об этой процедуре – трансплантации – мало чего знают. Разрушая главный миф – вот как, на самом деле, выглядит пересадка костного. Пациент в сознании, клетки вводят через катетер. А получили их – через кровь. Донорам костного мозга уже давно не делают проколов через крестец.
"Вопреки всем стереотипам, стать донором костного мозга не сложно и не страшно. Чтобы попасть в регистр, для начала, нужно прийти на станцию переливая и сдать обычный анализ крови. Здесь ее протипируют – определят тканевую совместимость. И если какому-то из пациентов я, как донор, подхожу, мне позвонят и предложат пройти более детальное обследование. Все успешно? Трансплантация состоится", – объяснила корреспондент.
Для донора процедура безопасная – стволовые клетки, полностью, восстанавливаются за несколько недель. Для пациента – спасение и шанс обрести нормальную и здоровую жизнь.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям