Путинский уран держит Запад за горло. Вырваться из этой хватки он не может

ИноСМИ 20 часов назад 6
Preview

Атомную промышленность можно разделить на две основные группы игроков. К первой относятся государства, которые способны обеспечить себя сами. Это крупные мировые игроки типа Соединенных Штатов Америки, Южной Кореи и Франции. Последняя, к примеру, располагает более чем 50 работающими реакторами, а президент Макрон представил план по строительству еще шести АЭС, которые появятся в период с 2027 по 2038 год, как написал The Economist.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Есть и вторая группа государств, которые способны еще и экспортировать обогащенный уран и всю атомную инфраструктуру. За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно вспомнить, какие политические, а потом и идеологические споры, в итоге ставшие прениями о безопасности и судебными разбирательствами, развернулись вокруг того, кто должен расширять чешскую АЭС "Дукованы": французы, корейцы или русский "Росатом".

Интерес каждой из сторон к тендеру не ограничивался чисто экономическими соображениями, хотя предусмотренные 200 миллиардов крон за один блок удовлетворили бы всех. Фирмы и государства хорошо понимают, что сильная позиция на экспортном рынке обеспечивает, прежде всего, геополитическое влияние. И ничто не свидетельствует о важности этой сферы так же хорошо, как указы американских президентов (вне зависимости от партийной принадлежности). Так, в мае Дональд Трамп издал ряд указов, которые должны помочь Вашингтону стать "глобальным лидером в ядерной энергетике" и обеспечить себя достаточным количеством обогащенного урана. Учитывая нынешнее положение дел, это крайне амбициозная цель. Американским компаниям было трудно завершать проекты новых реакторов в установленные сроки, но еще большей проблемой стала, на удивление, американская зависимость от российского урана.

Как передает New York Times, Вашингтон заплатил Москве в 2023 году за обогащенный уран миллиард долларов, обеспечив тем самым около четверти собственного потребления. Просто стран, откуда можно получать обогащенный уран, крайне мало. Помимо США, где, правда, добывается не так много, это Канада, Австралия, Китай, Франция, Япония, Корея и Россия. Однако, если верить данным Всемирной ядерной ассоциации, доминирует на рынке обогащенного урана Россия, занимая почти две трети.

Поэтому в прошлом году Европейский союз купил четверть урана у России, и большую его часть потребили в восточных странах, включая Словакию и Чехию. А как напоминает The Economist, это, конечно, не так много по сравнению с российским экспортом нефти и газа, но заменить российский уран куда сложнее. И русские этому рады. За 2024 год Москва таким образом заработала почти три миллиарда долларов, прежде всего благодаря ЕС и США, а еще миллиард Россия получила за экспорт технологий и комплектующих для атомной отрасли.

Главная катастрофа страны: украинцы установили антирекорд на поле боя — на радость русским

Турция обожглась

О том, что энергетика работает как эффективный политический рычаг, Европа на примере Словакии и Венгрии убеждалась уже не раз. Но меньшую огласку получила история с Турцией. В 2010 году турецкое правительство подписало договор с "Росатомом" о строительстве и надзоре за четырьмя реакторами АЭС.

Последствия не заставили себя ждать. Турция закупила у России зенитные ракеты, что впоследствии навредило положению Турции в НАТО. США отказались продавать Турции свои истребители F-35 и даже вычеркнули ее из программы их монтажа. Теперь, когда строительство этих реакторов из-за западных санкций против российских компаний не только затягивается, но и дорожает, есть все основания сомневаться в выгодности турецкой стратегии.

Однако даже несмотря на подобные риски, русские очень успешны на рынке атомных технологий, что подтвердил недавний контракт с Бангладеш. "Росатом" построит там два реактора, тем самым повысив зависимость этой азиатской страны от российской энергии на десять процентов. "Причина успешности России в этой области заключается в том, что она предлагает весь пакет услуг. Она дает клиенту все, включая обучение сотрудников", — объясняет эксперт по атомным программам Джордж Боровас.

Запад понимает весь риск и пытается снизить зависимость от российской энергетической промышленности, что ему отчасти удается. В позапрошлом году Запад зависел от российского обогащенного урана на 38%, а в этом году уже на 24%.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'