11 мая Президент Украины Владимир Зеленский бросил вызов российскому лидеру — встретиться лично и провести мирные переговоры, но при условии прекращения огня, от которого Владимир Путин до сих пор отнекивался. “Я буду ждать Путина в Турции в четверг, — написал Зеленский у себя в социальных сетях. — Лично я надеюсь, что на этот раз русские не будут придумывать никаких оправданий”. Этот шаг стал последним залпом в необычайной словесной баталии, развернувшейся между Украиной, Россией, Дональдом Трампом и высшими лидерами Европы. Ситуация по-прежнему полна неопределенности, однако лучшей надежды на прогресс с начала конфликта пока не было.
Этот дипломатический танец начался с визита четырех европейских лидеров в Киев 10 мая. В украинской столице премьер-министр Великобритании сэр Кир Стармер изложил предложение Украины о безусловном 30-дневном прекращении огня (и призыв к России его принять) и подчеркнул, что они приближают мир, как ничто за последние три года. Цель заключалась в том, чтобы выставить Россию стороной, которая хочет продолжения конфликта, и убедить Трампа нажать на Кремль посильнее. Однако к тому моменту, когда Путин выступил с телевизионным обращением утром 11 мая — прямо проигнорировав ультиматум и предложив прямые переговоры со множеством условий — утратились последние намеки на ясность. Восторженный ответ Трампа в социальных сетях о “потенциально великом дне” подорвал настойчивые уверения европейцев в том, что он был на их стороне с самого начала.
Предложение Украины о полном и безусловном прекращении огня предполагалось как серьезный компромисс. Контрпредложение Путина — мирные переговоры в Стамбуле 15 мая — в куда меньшей степени. Его советник по внешней политике Юрий Ушаков позже изложил весьма суровые условия для переговоров. Любые обсуждения станут продолжением переговоров от весны 2022 года, сказал он, но с учетом реальной ситуации на поле боя. Это представляет собой серьезную опасность для Украины. Предыдущие переговоры так и не привели к окончательному соглашению, однако высветили красные линии для Киева — включая отказ от сокращения вооруженных сил. Возврат к наработкам Стамбульских переговоров в каком-то смысле будет означать, что Зеленский попросту бессмысленно растратил жизни сограждан.
Но у Зеленского не осталось выбора после того, как Дональд Трамп через социальные сети призвать украинцев “НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО согласиться”. По крайней мере, добавил Трамп, “они смогут разобраться, возможно ли соглашение вообще, а если нет, то европейские лидеры и США будут знать, как обстоят дела, и смогут принять соответствующие меры”. Это может означать, что Америка станет жестче с Путиным, который, по словам Трампа, “поглощен празднованием Победы во Второй мировой войне”. Заявив о своем присутствии на переговорах, Зеленский надеется выставить Путина препятствием к миру и донести эту мысль до Трампа.
11 мая один украинский сотрудник службы безопасности предположил, что Зеленский сначала попытается обеспечить полное прекращение огня — на суше, на море и в воздухе — с 12 мая, как и было обещано. России придется его соблюдать — в противном случае есть риск, что Трамп разгневается. В своих замечаниях, сделанных до того, как Трамп призвал его встретиться с Путиным лично, Зеленский придерживался осторожного тона. Он назвал обнадеживающим, что Россия наконец-то задумалась о мире, добавил, что “самый первый шаг к мирному урегулированию — это прекращение огня”. Однако специальный представитель Трампа на Украине генерал Кит Келлог в некотором смысле умалил двусмысленные замечания своего босса, заявив в социальных сетях, что прекращение огня должно предшествовать переговорам — “а не наоборот”. Однако, возможно, это самообман и попытка выдать желаемое за действительное.
Накал публичной дипломатии предполагает серьезные закулисные переговоры — и предстоящие дни действительно могут оказаться решающими. В центре событий был и остается Дональд Трамп, и каждая из сторон подстраивает свою риторику под его заявления и посты в социальных сетях. Проблема Трампа в том, что Путин разыгрывает собственную партию, столь же сурово и непреклонно. Четверо европейских лидеров в Киеве призвали Трампа занять более жесткую позицию против Путина. Трамп же доселе отказывался это делать, предпочитая вместо этого танцевать вокруг российского лидера.
Хотя ближайшие несколько дней сулят неопределенность, велика вероятность того, что прекращения огня не будет (Путин упрямо отказывается даже обсуждать его, а Трамп пока не давил на него) — и даже если переговоры состоятся, они едва ли приведут к решению в самое ближайшее время. Иными словами, шанс на кардинальные перемены кажется призрачным — но, по крайней мере, он существует.