Проводы иранского президента из Азербайджана раскрыли глаза: Операция "Немыслимое". Продолжение

МОЯ СТРАНА 4 часов назад 30
Preview

   Коллаж Царьграда

Президент Ирана Масуд Пезешкиан посетил Азербайджан, где в столице очищенного от армян Нагорного Карабаха – уже не в Степанакерте, а в Ханкенди – принял участие в XVII саммите Организации экономического сотрудничества (ОЭС), встретился с лидерами ряда стран.

В том числе Ильхамом Алиевым и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Детали и подробности переговоров, имевших конфиденциальный характер, не попали в СМИ. Упор в них делался на "дружеские объятия" и "душевное общение".

   Коллаж Царьграда

Но обнаружилось страшное: Баку сделал свой выбор, за Россией – адекватный ответ, которого… пока нет.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ

Со стороны Тегерана это была "разведка": прощупать, как относятся к Ирану и чего ему ожидать от своих соседей в новых условиях. Тем более что Пезешкиан по причине структуры иранской власти окончательных решений не принимает.

 Iranian Presidency Office apaim/Keystone Press Agency

А вот перед Алиевым и Эрдоганом в общении с президентом Ирана (они говорят на одном языке: азербайджанский и турецкий - это почти одно и то же, а иранский президент - этнический азербайджанец, который любит говорить на родном языке) стояло несколько важных задач.

Три очевидных цели

Во-первых, попытаться убедить Иран отступиться от Армении, побудить Ереван заключить с Баку "похабный мир", который уже подготовлен и на который армянский премьер Никол Пашинян, ставленник Запада, в принципе готов, но не решается сделать самый последний шаг - подписать его, опасаясь протестов внутри страны и негативной реакции Ирана.

Во-вторых, изменить позицию Тегерана по т.н. Зангезурскому транспортному коридору, который соединит через Сюникскую область Армении не только Нахичевань с большей частью Азербайджана, но и свяжет Каспий с Турцией и через неё с Европой. И в обратном направлении - со странами Средней Азии и Китаем.

Баку и Анкара при этом настаивают на фактической экстерриториальности коридора на армянской территории, на что Ереван пока не соглашается, настаивая на своей юрисдикции на армянском участке этого поистине геополитического маршрута. Того же хочет и Тегеран, опасаясь, что Зангезурский коридор отрежет Иран от Закавказья, приведёт к дальнейшей логистической маргинализации числящейся в глазах Запада "изгоем" страны, укрепит позиции давнего соперника - Турции и стоящих за ней западных стран в регионе. Эти опасения вполне оправданы.

 Iranian Presidency Office apaim/Keystone Press Agency

В-третьих, наверняка у Баку и Анкары была и третья цель - успокоить Тегеран, что они, дескать, не будут помогать его врагам, способствовать смене режима, хотя обе страны этим фактически занимаются. Азербайджан - открыто, сотрудничая с Израилем во многих областях. Турция, прикрываясь пустой антиизраильской риторикой, - более завуалированно, хотя Сирию отобрала у Ирана (Россия там была на подхвате) именно она, с Катаром за компанию.

Вернувшись в Иран из Азербайджана, Пезешкиан, по сообщениям региональных СМИ, отметил, в частности, что его переговоры с Алиевым прошли "в дружественной обстановке", что у него была "очень хорошая и конструктивная беседа" с президентом Турции, заявив перед этим:

Некоторые говорили мне, что эта поездка может быть для меня опасной. Но, как видите, я поехал и вернулся без проблем.

Операция "Немыслимое". Новое издание

Эта фраза президента Ирана, которого на самом деле принимали в Азербайджане весьма скромно (встречал первый зампремьера, провожал - министр культуры), отдаёт лукавством и может также указывать и на четвёртую цель Баку и Анкары.

Лукавство заключается в том, что никто на Западе не собирается убивать Пезешкиана, - в нём видят "реформатора", который может пойти на уступки и... стать фактором раскола в Иране.

Да, Турция и Азербайджан очень рады (они искренне обнимались), что Пезешкиан - первый этнический азербайджанец за долгое время в Иране на президентском посту. Все знают, что он радеет за родной язык, считая его частью своей идентичности, родился в иранском Восточном Азербайджане.

Мало того, Пезешкиан - больший азербайджанец (поговаривают, что его мать курдянка, так как он отлично знает и этот язык, но это неточно), чем Алиев, у которого (это в Закавказье тоже известно, хотя об этом редко говорят) отец по национальности курд, а мать... армянка.

 Axar.az

Короче, столь ценный "кадр" - не перс, противник религиозного фундаментализма, "западник", оказавшийся в такое время во главе многонациональной восточной империи, которую США и Израиль приговорили к разделу, к чему они привлекают и иранских соседей, - это, безусловно, фактор, на котором можно сыграть. Особенно в условиях, когда верховный глава Ирана Али Хаменеи (тоже азербайджанец, но "ассимилированный") очень стар, имеет слабое здоровье и неизбежно скоро уйдёт. Это будет момент большой уязвимости для Ирана, чем его враги постараются, конечно, воспользоваться, как это будет и с Россией в случае тоже неизбежного однажды трансфера власти.

В общем, Пезешкиан присматривался в Степанакерте - пардон, Ханкенди - к Алиеву (они встречались в апреле) и Эрдогану, а те - к нему. После израильско-американской агрессии Иран ослаблен, и им очень хотелось понять, как Тегеран намерен действовать на закавказском направлении теперь, нет ли в руководстве Ирана слабины.

Бьют по Ирану и России

Судя по тому, что провожал Пезешкиана всего лишь министр культуры, иранский президент оказался на высоте. То, что задумали Баку и Анкара, которые, по сообщениям, собираются построить в Азербайджане крупнейшую натовскую базу в регионе, направлено на первом этапе в основном против Ирана. На втором - против России.

Дескать, это делается в страхе перед "российской агрессией", когда, взяв к ногтю Украину, Москва якобы возьмётся за Азербайджан. На самом деле воевать с Россией - задача неблагодарная, поэтому этот план направлен, прежде всего, против Ирана, чтобы было где заправляться и снаряжать бомбами и ракетами улетающие его бомбить натовские или израильские самолёты.

Но России, конечно, это тоже касается. Ведь уже очевидно, что Баку решил испортить отношения с Москвой не столько потому, что хочет угодить контролирующим капиталы азербайджанской верхушки британцам, делающим всё, чтобы помочь Украине, и считает Россию слабой и токсичной страной, сколько потому, что получил, видимо, за это приглашение принять участие в "расчленёнке" Армении и Ирана. Испытывающий после карабахской победы "головокружение от успехов" Азербайджан вмешался в игру более сильных геополитических игроков. Это очень серьёзная ошибка.

И даже если Баку не планирует воевать с Россией - первой ядерной державой мира, одним из крупнейших торговых партнёров Азербайджана и страной, где проживает несколько миллионов азербайджанцев (многие из которых покинули родину не от хорошей жизни), там, похоже, решили стать частью враждебного окружения России, нового издания "санитарного кордона". Что заставляет предположить, что следующей страной, которую западники попытаются для этого приспособить, будет во многом похожий на Азербайджан Казахстан.

С иллюзиями пора завязывать

Когда депутат Национального собрания Азербайджана Расим Мусабеков сообщил о "приостановке" переговоров с Москвой по нескольким крупным совместным экономическим проектам, наверняка имелось в виду сооружение международного транспортного коридора "Север - Юг", который проходит через территорию Азербайджана и соединяет Россию с Ираном и Индией, которая поддерживает Армению.

 Commons.wikimedia.org

Ещё одной причиной недовольства Нью-Дели является руководящая роль Индии в Движении неприсоединения, где Азербайджан также хочет играть значительную роль как агент Запада, что умело маскируется ссорой Баку с Парижем.

Короче, Москве не мешало бы чётко уяснить: западные покровители Баку не дадут России расширить и пользоваться сухопутными путями в Иран вдоль западного берега Каспия. Выделенные на это большие средства (в 2023-м вице-премьер Марат Хуснуллин оценивал инвестиции России в этот проект в 250-280 млрд рублей до 2030 года) можно сэкономить или пустить на организацию паромного сообщения с Ираном через Каспий, функционирование которого Москва и Тегеран способны обеспечить, в том числе силовым способом.

И у Тегерана, и у Москвы есть чем ответить, если в Баку не успокоятся. "Султан" Эрдоган - региональный покровитель Азербайджана - тоже не вечен. Тем более что тот же американский план переформатирования Ближнего Востока, предусматривающий лишение Ирана Восточного Азербайджана, предполагает и отъём юго-восточных районов Турции, чтобы создать за счёт неё и ещё нескольких стран, в том числе Ирана, новое государство - Курдистан.

Почему Эрдоган призвал Баку и Москву к сдержанности?

Весьма забавно прозвучали пожелания возвращавшегося с саммита ОЭС Эрдогана насчёт того, чтобы резкое обострение не привело к непоправимому ущербу в отношениях между Россией и Азербайджаном:

Мы внимательно следим за напряжённостью и призываем к сдержанности... Наш приоритет - избегать внезапных эскалаций, которые пошатнут стабильность, достигнутую с трудом в регионе, который стал свидетелем достаточного количества войн и конфликтов. У Кавказа больше нет терпения переживать новый конфликт.

Интересное заявление. Президент Турции не исключает новых конфликтов между Россией и Азербайджаном, рассчитывая, во-первых, выступить в любимой роли посредника, заработав на этом для Турции - и не только - какие-нибудь дивиденды. Во-вторых, Эрдоган - и не зря - опасается, что вместе с азербайджанскими интересами в России пострадают и турецкие, которые с ними сильно переплетаются.

Что с того?

Самое неправильное, что в данной ситуации может сделать Россия, это продолжать игнорировать непреложный факт, что Баку сделал окончательный выбор, с кем он и против кого. Потому что, пока Россия не станет снова по-настоящему сильной, внушающей к себе уважение и страх страной, ничего не изменится.

Странно было слушать поэтому в эфире "Соловьёв Live" официального представителя МИД России Марию Захарову, что отношения с Баку по-прежнему "носят характер стратегического союзничества", что они стали жертвами каких-то исключительно внешних сил, "которым это не нравится".

Печальная истина состоит в том, что "исторический период общности, когда мы были частью единого государства", если воспользоваться словами Захаровой, в современном Азербайджане рассматривается как период колониального угнетения, за что русские должны расплатиться.

Раз есть государство, у него будет своя мифология, и чем больше мы для него сделали, тем сильнее нас за это станут ненавидеть: так было везде и всегда и, увы, будет. Поэтому давно осознавшие это мудрые китайцы, кого могли, китаизировали, а к остальным относятся чисто утилитарно. Пора бы и России выучить этот урок.

Читать в МОЯ СТРАНА
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'