Просто кучка сброда: в Польше трезво оценили свою армию и ужаснулись

ИноСМИ 6 часов назад 20
Preview

На прошлой неделе правительство представило новый проект военного бюджета Польши. Лимит на оборонные расходы в 2026 году установлен в размере 126 693 миллиардов злотых. Интересно, что только 120,5 миллиардов злотых из этой суммы попадут непосредственно в военное ведомство по статье 29 бюджета ("Национальная оборона"). Оставшаяся часть, более 6,1 миллиардов злотых, будет распределена по другим статьям. Это намного больше, чем раньше. Еще недавно расходы на оборону по "прочим статьям" составлял всего несколько сотен миллионов злотых.

Россия признала режим талибов не просто так. Запад судорожно крестится и готов молить о пощаде. Путин уже идет — вместе с афганцами

Войско Польское, несмотря на амбициозные планы модернизации и громкие заявления о создании 300-тысячной армии, сталкивается с серьезными проблемами, которые в случае войны могут обречь нас на поражение.

Одной из ключевых проблем польской армии является отсутствие командиров с боевым опытом. В отличие от армий таких государств, как США или Великобритания, которые десятилетиями ввязывались в вооруженные конфликты, польские командиры не имели возможности проявить себя в реальных боевых условиях. Миссии в Ираке или Афганистане, в которых участвовали польские военные, носили "стабилизационный характер", это не были полномасштабные боевые операции. Как отметил в беседе с изданием Rzeczpospolitа начальник Генерального штаба польской армии генерал Веслав Кукула (Wiesław Kukuła), Войско Польское модернизирует программу обучения военных, однако отсутствие практического боевого опыта остается нерешенной проблемой. Как показывает конфликт на Украине, современная война требует умения быстро принимать решения и управлять сложными операциями в условиях хаоса — такие компетенции сложно получить исключительно на полигонах.

Отсутствие опыта также отрицательно сказывается на обучении и подготовке к современным конфликтам. Между тем, как показывают отчеты, польская армия страдает от отсутствия системной подготовки командиров на штабном уровне. В результате, в случае конфликта Польша может столкнуться с хаосом в сфере принятия решений в условиях оперативного превосходства потенциального противника.

Еще одна критическая проблема — недостаточная оснащенность армии, во многом обусловленная передачей значительной части вооружения Украине. Польша как один из лидеров поддержки Киева передала на Украину более 350 танков, в том числе современные Leopard 2A4 и более "возрастные" Т-72 и ПТ-91, что составляло значительную часть ее танкового потенциала. Хотя это решение было стратегически обосновано, однако отсутствие быстрого восполнения возникшего дефицита ослабило оборонительные возможности Польши. В докладе Министерства обороны Швеции за 2024 год указывается, что нехватка техники в сочетании с устаревшей инфраструктурой является одной из основных проблем польской армии.

Кроме того, большая часть техники, которая остается в эксплуатации, еще помнит времена СССР — это касается более 70% танков, боевых машин пехоты и артиллерии. Средний возраст этой техники составляет около 35 лет, она остается в эксплуатации в режиме "искусственного продления жизни".

Программы модернизации, такие как покупка американских танков Abrams или южнокорейских гаубиц K9, являются шагом в правильном направлении, но их реализация задерживается. Например, буксует программа "Титан", в рамках которой Польша должны была получить современную военную технику, включая оружие и системы связи, что вызвано изменениями требований и задержками в поставках. Польская промышленность не в состоянии начать производство основных артиллерийских снарядов для польской армии. В течение года она производит количество, которого хватит максимум на день боевых действий, а всего запаса снарядов — лишь на несколько дней. Так Польша становится военной державой. Но пока только на бумаге.

Польская армия сталкивается также с серьезным кадровым голодом. По имеющимся данным, в 2024 году армию покинули до 19 тысяч человек. Большинство из них — служащие войск территориальной обороны. Как рассказал Генерал Кукула, около 30% военных уходят в течение первых трех лет службы, что свидетельствует о недостатке мотивации или неудовлетворенных ожиданиях. Хотя в 2024 году численность Войска Польского возросла до более чем 205 тысяч, темпы роста являются самыми низкими за три года, и оттого планы по созданию 300-тысячной армии представляются нереалистичными, особенно в виду демографических проблем и отсутствия адекватных стимулов для военнослужащих.

В настоящее время средний возраст польских резервистов составляет 50 лет. В отчете Высшей контрольной палаты за 2022 год содержится предупреждение о дефиците не только самих военных, но и обучающего персонала, что ограничивает возможности подготовки новобранцев. Кампании по набору персонала (например, "Стань солдатом Речи Посполитой") не приносят ожидаемых результатов, а такие идеи, как раздача листовок в торговых галереях, подвергаются критике как неэффективные и архаичные.

Практика кумовства и политизации при назначениях на должности в армии еще больше подорвали моральный дух польских солдат. Как отметил военный эксперт Яцек Бартосяк (Jacek Bartosiak), "Отдел кадров Министерства обороны не может организовать современную и справедливую систему отбора и продвижения военных по карьерной лестнице, особенно офицеров". Примером может служить назначение генерала Веслава Кукулы начальником Генерального штаба в 2023 году, которое рассматривалось как результат его тесных связей с тогдашним министром обороны Мариушем Блащаком, а не одних только профессиональных заслуг. Подобные решения вызывают недовольство военных и снижают их доверие к командным структурам. Как отметил в интервью порталу WirtualnaPolska генерал Вальдемар Скшипчак (Waldemar Skrzypczak), использование армии в политических целях, например, в избирательной кампании партии "Право и справедливость", вызвало ропот среди военнослужащих и способствовало уходу из армии опытных командиров.

В 2023 году ряды Войска Польского покинули видные командиры, в том числе начальник Генерального штаба генерал Раймунд Анджейчак (Rajmund Andrzejczak) и оперативный командующий видами Вооруженных сил генерал Томаш Пиотровский (Tomasz Piotrowski). Их отставки, случившиеся незадолго до парламентских выборов, вызвали волну спекуляций о политическом давлении и недовольство использованием военных в политических целях. Уход опытных руководителей, которые могли бы стать основой командования в случае конфликта, только усугубляет проблему отсутствия должной подготовки офицерского состава.

"Блат" и субъективизм в продвижении по службе приводят к ситуации, когда на ключевых должностях могут оказаться люди с недостаточной компетентностью. В сочетании с отсутствием боевого опыта это создает опасную смесь, которая в кризисной ситуации может парализовать оперативные возможности армии.

Учитывая эти проблемы, тезис о том, что Польша проиграет войну из-за нехватки опытных командиров, нехватки техники и оттока кадров, к сожалению, находит подтверждение в реальности. Конфликт на Украине показал, насколько важен боевой опыт, эффективное командование и соответствующее вооружение. Польская армия, несмотря на усилия по модернизации, в настоящее время не в состоянии удовлетворить эти требования. Отсутствие резервов обученных войск, устаревшая техника и кадровый кризис ограничивают способность армии проводить долговременные операции.

Вопрос о том, извлекут ли польские власти уроки из нынешнего кризиса, остается открытым. В условиях растущих угроз на Востоке сейчас время менять свои подходы, иначе Польша рискует заплатить высокую цену за нынешние упущения.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'