Профессор Козлов: наука стала бизнесом и утратила свою миссию

ЦАРЬГРАД 1 день назад 12
Preview

Наука — основа прогресса

Спикером темы выступил Андрей Петрович Козлов — руководитель лаборатории нефункционализации генов Института общей генетики имени Н. И. Вавилова Российской академии наук, доктор биологических наук, профессор. Во вводной части докладчик дал определение понятия «наука» и обозначил наиболее уязвимые её элементы.

Принято считать, что миссией науки во все времена было открытие законов природы. В свою очередь её целью является создание новых научных теорий и формирование естественно-научной картины мира. Наука предсказывает будущее и объясняет природные явления. Она формирует научную картину мира и вырабатывает знание, необходимое человеку для ориентирования в окружающем мире. Начиная с античных эпох, наука участвует в разработке технологических решений, призванных отвечать на насущные задачи общества. Вместе с тем, по мнению докладчика, имеются признаки того, что в настоящее время начался затяжной период «простоя».

«Двойственность — законы vs технологии — затрудняет понимание того, что такое, собственно, наука. Особенно — что такое современная наука, которая занимается в основном технологиями. Когда же соприкасается фундаментальная и прикладная наука, возникают проблемы.

В своей основе наука создала научный метод. Что это такое? Он включает формулирование научной гипотезы и её проверку с помощью экспериментов и наблюдений. Важной частью научного подхода является создание научных теорий. Теория — систематизированное знание об определённой категории явлений. Она имеет основную гипотезу и определённую структуру — взаимосвязанные между собой разделы, описывающие разные аспекты изучаемых явлений. Теория предсказывает и объясняет явления природы в своей области.

Новые теории приводят к рождению нового знания. Они участвуют в создании новой научной картины мира и помогают решать нерешённые проблемы. Основная гипотеза, после того как она доказана, становится новым законом природы», — сказал Андрей Козлов.

Он отметил, что значительная часть наших знаний и культурных норм опирается также на исторический опыт и традиции. Образовательные программы в школах и вузах в основном отражают результаты научных исследований. Многие технологии созданы на основе общедоступных научных законов природы. По словам докладчика, наука внесла вклад в решение ряда практических задач, включая развитие новых источников энергии, совершенствование способов передвижения, а также освоение новых сфер на Земле и в космическом пространстве.

Тупиковая ветвь

Вместе с тем, по мнению выступающего, выяснилось, что наука, претендовавшая в эпоху Просвещения на всесилие, таковым не является.

«Наука может ошибаться. Наука может не учитывать некоторые последствия. Многие научные результаты не воспроизводятся. Научные революции XIX и XX веков сопровождались целым рядом непредвиденных негативных последствий, к которым можно отнести разрушение глобальных экосистем, загрязнение окружающей среды, возникновение лекарственно‑устойчивых микроорганизмов, гонку ядерных вооружений и т. д. Такого рода последствия ставят человеческую цивилизацию и саму планету Земля на грань существования», — констатирует Козлов.

Доклад указывает на существование ряда чисто научных проблем, которые либо не решаются, либо решаются медленно, либо требуют крайне значительных затрат. Одним из аргументов является рост стоимости получения новых научных данных. Это касается медицины, где проверка некоторых положений клиническими испытаниями оказывается финансово недоступной в полном объёме. Средняя стоимость клинических исследований в терапевтических областях составляет, как правило, от четырёх до двадцати миллионов долларов. Ещё более значительными являются расходы в области космических технологий, включая разработку и создание ракет и космических станций.

Профессор подчёркивает, что описанные обстоятельства обуславливают необходимость широкого общественного диалога о возможностях науки и её роли в удовлетворении потребностей общества. В частности, он ставит вопрос о целесообразности финансирования преимущественно инкрементальной, пошаговой науки, которая зачастую повторяет уже известные подходы.

«Существует целый ряд фундаментальных неопределённостей: квантовомеханическая неопределённость, биохимическая неопределённость, неопределённость биосоциальных измерений. Оказывается, мы живём в очень приблизительном мире, где измерения приблизительны и зависят от обстоятельств. Особую тревогу вызывает приблизительность социальных и биосоциальных измерений. Здесь результаты неправильных или приблизительных измерений, неправильная информация, неверное представление об окружающем мире зачастую ведут к катастрофическим последствиям, таким как войны. Серьёзной проблемой становится качество информации, используемой в человеческом обществе. Мы видим, что в разных странах информация об одних и тех же событиях различается на 180 градусов. Это говорит о том, что что-то не так в нашей цивилизации; в ней посеяны семена саморазрушения», — говорит Козлов.

По мнению докладчика, значительную угрозу в современной науке представляет и фактор денег. «Там, где начинается бизнес, наука и здравоохранение заканчиваются», — утверждает учёный. В качестве одного из свидетельств он указывает на высокую стоимость передовых медицинских технологий.

Эксперт также ставит под вопрос мотивацию некоторых массовых практик здравоохранения, в частности всеобщей вакцинации, обсуждая баланс между коммерческими интересами и превентивными мерами по предотвращению эпидемий. В качестве примера он приводит эпидемию коронавируса и отмечает, что ряд стран, например Беларусь и Швеция, вели себя независимо и отказались от жёстких ограничительных мер, что, по отмечаемым докладчиком данным, позволило сохранить экономическую активность и не привело к фатальным последствиям для населения. На его взгляд, этот пример иллюстрирует влияние коммерческих факторов на научную практику.

По мнению выступающего, участие бизнеса в здравоохранении создаёт системные напряжения, требующие внимательного исследования. Он подчёркивает, что вопросы взаимодействия науки, здравоохранения, медицины и финансовой составляющей требуют разработки соответствующей государственной и международной политики.

«Поскольку на науку выделяются большие деньги из бюджетов и других источников, она сама стала бизнесом. Часто приходится слышать, что "дело надо делать", в смысле что не заниматься ерундой типа открытия законов природы и поиска истины. Наука должна работать, приносить доход. Вокруг науки образовалась целая сеть организаций, оказывающих услуги за деньги, ресурсные центры и т. п. Вся эта система учёта цитируемости была создана как услуга, а потом автономизировалась и уже диктует условия. "Фабрики статей" на нужную тему. Наука как бизнес приводит к коррупции, извращению её идеалов. В итоге она идёт не туда, куда нужно обществу. Я был в одной учёной международной комиссии, которая изучала вопрос наркомании. И мы обнаружили, что существуют журналы, которые финансирует наркомафия, и которые печатают научные статьи в пользу наркомафии. А мы должны их учитывать, поскольку они напечатаны!» — говорит Козлов.

Время перемен

Эксперт констатирует, что современные реалии ведут к кризису научной среды: дефициту принципиально новых открытий и законов природы, затруднениям в формировании новых теорий, включению науки в процессы, разрушающие социальные нормы, а также к нарушениям научной этики. По его оценке, в настоящее время усилия концентрируются в основном на схожих направлениях, объём данных растёт, но качественных прорывов становится меньше. Особое место в этой картине занимает наукометрия — учение о количественных методах оценки науки, ориентированное на показатели, такие как число публикаций и цитирований, используемые для оценки вклада в научную деятельность.

«Сначала делаем примерно одно и то же, потом друг друга цитируем. С нашей точки зрения, это ложная цель. Конспирологические версии о возникновении наукометрии придумали специально, чтобы ограничить развитие науки. Это подтверждается примерно одновременным прекращением разработки новых теорий в биологии и физике. В основах физики мы не видели прогресса с середины 1970-х годов, когда была завершена стандартная модель физики элементарных частиц. Поскольку наукометрия основана на англосаксонских показателях и ориентирована на англосаксонские журналы, она имеет прямое отношение к вопросу суверенитета национальных наук», — говорит Козлов.

Профессор приводит статистику: более половины статей в области онкологии, по его словам, невозможно воспроизвести, а те исследования, которые поддаются проверке, дают иные результаты.

В заключительной части выступления учёный настаивает на том, что современная наука должна вернуться к своей первоначальной миссии — решению нерешённых задач и созданию принципиально новых технологий. По его убеждению, в текущих условиях необходимо сконцентрироваться на поиске новых законов природы, обобщении большого объёма научных данных, формулировании новых теорий и разработке принципиально новых технологических решений.

Учёный предлагает провести комплекс мер по восстановлению научной среды и её этических основ. В числе предложенных шагов он называет: очистить науку от неправильных результатов и оградить её от вредных влияний; отказаться от наукометрии и ввести содержательные критерии оценки научной деятельности; сформулировать новые этические запреты и основополагающие принципы научной политики; чётко определить границы между наукой и технологиями, между фундаментальной и прикладной наукой в рамках научной политики.

«Я верю, что евразийские страны в эпоху глобальной перестройки способны предложить миру модель науки, основанную на идеалах и содержательном подходе. Считаю, что идеалы науки сильнее бессодержательного формального подхода, основанного на показателях и рейтингах», — заключил эксперт.

Открытие человеком новых законов природы может оказать влияние на развитие Вселенной, полагает докладчик, но при условии, что наука выйдет из замкнутого круга, в котором она, по его оценке, находилась в последние десятилетия.

 

Читать в ЦАРЬГРАД
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'