Высокомобильная дальнобойная 152-мм САУ 2С44 «Гиацинт-К». Фото: пресс-служба МО России
Хотя ВС России продолжают держать паузу в ударах ракетами Х-101, «Калибрами» и «Кинжалами» по тыловым объектам ВПК и арсеналам ВСУ, российская армия удерживает тактическую инициативу на ряде направлений.
Но сохранению этой инициативы в перспективе (с июня по октябрь) способно помочь лишь возобновление ударов с их прежней интенсивностью.
Возобновление же должно произойти задолго до того момента, когда вся тыловая военно-промышленная инфраструктура ВСУ окажется под эшелонированным противоракетным заслоном на базе ЗРК IR-ASRAAM, Gravehawk, VL-MICA, IRIS-T SLS/SLM, а также сотен зенитно-артиллерийских комплексов Skynex, Gepard и недавно анонсированных шведских 40-мм зенитных установок Tridon.
Мы же сейчас взглянем на оперативно-тактическую ситуацию на фронте и попытаемся оценить перспективы дальнейших наступательных действий ВС РФ.
После установления полного контроля над Малыми Щербаками к полудню 29 марта штурмовые группы 108-го ДШП 7-й десантно-штурмовой дивизии также вытеснили формирования 128-й отдельной горно-штурмовой бригады ВСУ из расположенного в 1 км восточнее Малых Щербаков населённого пункта Щербаки. Таким образом произошло поэтапное продвижение подразделений группировки войск «Днепр» к логистическому хабу и плацдарму кочующих расчётов ВСУ в Павловке, а также продолжился охват Орехова на западном фланге.
Важнейшим же этапом в прорыве на западном фланге Орехова должен стать штурм н.п. Новоандреевка и расположенных южнее Ореховского песчаного карьера господствующих высот 115 — 125 м, который сейчас контролируют формирования 65-й отдельной механизированной бригады ВСУ.
Положительная динамика наступательных действий наблюдается и у группировки войск «Восток» на дальнем южном фланге тактически важного для ВСУ населённого пункта Комар (на Южно-Донецком направлении), на котором сейчас держится снабжение опорных пунктов формирований 141-й механизированной, 71-й отдельной егерской, 157-й механизированной, 23-й и 33-й механизированных, 79-й десантно-штурмовой, 123-й ТрО и 37-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ.
В частности, к 29 марта стало известно об успешном штурме подразделениями 37-й отдельной мотострелковой бригады 36-й общевойсковой армии населённого пункта Весёлое, ранее находившегося под контролем 141-й отдельной механизированной бригады противника. К вечеру 3 апреля Весёлое было окончательно зачищено и огневой контакт сместился на южные окраины Фёдоровки. Для ее удержания командование 17-й бригады НГУ выдвигает резервы из Мирного. Также на направлении работают расчёты оптоволоконных FPV-дронов бригады ВСУ «Птицы Мадяра», пытаясь купировать прорыв наших сил к Фёдоровке.
Не менее важным этапом наступления ГрВ «Восток» станет установление контроля над н.п. Отрадное и участком шоссе Н-15, что заметно ухудшит снабжение мощного укрепрайона ВСУ в селе Богатырь.
Параллельно активизировался и алексеевский отрезок Великомихайловского направления. Здесь штурмовые группы 114-й мотострелковой бригады продвинулись на 3 км на отрезке Андреевка — Алексеевка, частично заняв опорные пункты у мелиоративных каналов вдоль русла реки Волчья. При огневой поддержке со стороны расчётов САУ «Мста-С» и экипажей ОБТ Т-72Б3М, а также операторов FPV-дронов штурмовые группы пытаются вытеснить формирования ВСУ с ул. Зелёная в Алексеевке.
К сожалению, в ходе данного прорыва имел место и абсолютно неприемлемый в нынешних тактических условиях инцидент. Одно из штурмовых ротно-тактических подразделений 114-й бригады по заданию командования в составе 7−10 БМП и БТР-80А выдвинулось на штурм окраин Алексеевки без заблаговременной должной артиллерийской и контрбатарейной подготовки при высочайшей активности ствольной артиллерии и операторов FPV-дронов противника. Итогом стал практически полный разгром бронегруппы 155-мм осколочно-фугасными снарядами, кассетными M483A1 и M864 DPCIM, а также дронами на оптоволокне.
На Богатырском отрезке к 3 апреля подразделениями 36-й мотострелковой бригады установлен контроль над н.п. Разлив. Формирования 79-й отдельной десантно-штурмовой бригады и 123-й бригады теробороны ВСУ вытеснены с территории площадью порядка 11 кв. км и отброшены в н.п. Богатырь.
На Дзержинском направлении подразделения 132-й мотострелковой бригады практически полностью вытеснили формирования из районов стадиона «Авангард», Химколонки и Забалки. Риск блокирования опорных пунктов группировки войск «Юг» в 12-м районе и районе Фомиха был окончательно нивелирован. Тем не менее ВСУ продолжают перебрасывать на данный отрезок (как и на Красноармейское направление) значительные резервы, оперативно восстанавливаемые в тылу.
На Часовоярском направлении при попытке переброски в район Шевченко города Часов Яр взводно-тактического формирования 24-й отдельной механизированной бригады ВСУ операторы ударных FPV-дронов 98-й Свирской воздушно-десантной дивизии смогли вывести из строя 2 бронированных ремонтно-эвакуационных машины БРЭМ-2 на базе БМП-2, а также американский БТР M113A1. Все машины были оснащены комплектами противодронной защиты. На текущий момент продолжаются бои за контроль над рынком и Локомотивным депо Часова Яра.
Ситуация продолжает оставаться сложной. Подразделения БПЛА 98-й ВДД применяют дроны-камикадзе самолётного типа «Молния» и «Молния-2» по командно-наблюдательным пунктам ВСУ в западной части района Шевченко и н.п. Николаевка.
На Юнаковском направлении Сумского фронта к 8 часам 4 апреля подразделения 106-й воздушно-десантной Тульской дивизии полностью вытеснили формирования 41-й отдельной механизированной бригады и 36-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ из юго-восточной части Басовки в Сумской области. Фиксируются бои в балке Горишний Яр, а также северной части н.п. Локня. Штурм данного населённого пункта, а также расположенных в 3 км западнее и восточнее высот необходим для дальнейшего прорыва в Юнаковку, являющуюся крупным прифронтовым узлом снабжения ВСУ. Также продвижение в направлении Юнаковки выполняют штурмовые подразделения ГрВ «Север» на отрезке урочище Крейдянка — балка Рыбицкая. Темпы продвижения здесь невелики, так как большинство фортификационных узлов 116-й бригады теробороны и 41-й механизированной бригады ВСУ также расположены на господствующих высотах.
Между тем позитивные подвижки наблюдаются и по части роста контрбатарейных возможностей Ракетных войск и артиллерии России. В тыловых районах России зафиксированы первые полноценные ж/д эшелоны направляющихся на фронт 152-мм САУ 2С43 «Мальва» и 2С44 «Гиацинт-К». Как известно, последние оснащены нарезными орудиями высокой баллистики 2А36/37 длиной 50 калибров с дальностью ведения огня активно-реактивными снарядами «Баклан» около 33,5 км, управляемыми снарядами ЗОФ95 «Краснополь-М2» до 37−40 км и «Краснополь-Д» — до 45−47 км.
Это свидетельствует о том, что контрбатарейный потенциал РВиА России на важнейших направлениях начинает постепенно приближаться к частичному паритету с артиллерийскими подразделениями ВСУ, имеющими в арсенале САУ CAESAR, Archer и PzH-2000. Дополняют новейшие «Гиацинты-К» уже хорошо известные северокорейские дальнобойные 170-мм самоходные артиллерийские установки M1989 Koksan.