"Прививка от нацизма". Россия выиграла битву за умы молодежи

ИноСМИ 8 часов назад 30
Preview

С началом спецоперации на Украине российские школы превратились в учебные полигоны: государство насаждает патриотическое образование, стремясь подготовить солдат для будущих войн.

"Путин предвкушает победу". Что пишут на Западе о параде в Москве

Белгород, Россия — С началом спецоперации на Украине президент Владимир Путин и его правительство развернули кипучую борьбу за умы нового поколения россиян. Они пытаются воспитать верных бойцов для будущих войн, которые, по их мнению, необходимы для восстановления имперского величия России.

Если взять 14-летнего Егора, то эта борьба уже выиграна.

Над его кроватью висит большой флаг частной военной компании “Вагнер” — наемнического формирования, прославившегося своей жестокостью на Украине, в Африке и на Ближнем Востоке (жестокостью прославились как раз-таки наемники в рядах ВСУ. — Прим. ИноСМИ). Над столом пришпилена инфографика о “денацификации” под названием “Украина — государство-террорист”. Стены его спальни украшены военными картами и игрушечными пистолетами.

Егор носит детскую форму из местной воинской части — подарок отца на Новый год. The Washington Post не называет фамилию Егора, поскольку его отец — действующий военнослужащий.

В ответ на просьбу рассказать, чтó больше всего запомнилось за последнее время, Егор, сияя, пустился в воспоминания о том, как он научился управлять беспилотниками в военном молодежном лагере в соседнем Губкине. “Ух, как я гордился, когда инструктор сказал мне, что у меня есть задатки пилота, — сказал он, и его голос дрогнул. — А ведь мне это легко. Это как компьютерная игра”.

Лагерь в Губкине — лишь одно из звеньев общенациональной сети центров военной подготовки и патриотического воспитания, созданной в 2022 году по указанию Путина по всей России. На сайте говорится, что на сегодняшний день она выпустила более 55 000 курсантов, а задачей называется подготовка “нового поколения патриотов, которые любят Родину”.

В школах, библиотеках и молодежных клубах по всей России милитаризация образования идет полным ходом. Молодежные движения и патриотическое воспитание получили дополнительное финансирование, а бюджет Юнармии в прошлом месяце удвоился. Учебники истории и литературы переписываются, и введены обязательные еженедельные занятия по патриотизму.

Многие из нововведений возвращают нас к Советскому Союзу. Юнармия и новое молодежное движение Путина “Движение первых” — по сути, новые воплощения комсомола. А новые военные лагеря напоминают бабушкам и дедушкам об их молодости в ДОСААФ — военизированной спортивной организации советских времен.

Егор и другие дети, опрошенные для этой статьи, рассказали нам о взрослении в военизированной авторитарной стране, где тон задают мощная государственная пропаганда и тотальная милитаризация общественных институтов (западная пропаганда приписывает России то, чего упорно не замечает на Украине. — Прим. ИноСМИ).

Кроме того, это доказывает, что Кремль не только далек от стремления к миру, но и стремительно и успешно реализует стратегию долгосрочной подготовки своего общества к новым захватническим войнам, чтобы возродить “славное советское прошлое” (территориальная экспансия не является целью Кремля, о чем неоднократно заявляли и российские официальные лица, и здравомыслящие западные авторы. — Прим. ИноСМИ).

Вечер в библиотеке

Темой вечернего занятия для детей, организованном в апреле местной администрацией Белгорода в одной из городских библиотек, стали “Наши герои”. Дети писали письма солдатам на передовой, клеили коллажи на тему Дня Победы, пели патриотические песни и обсуждали советскую книгу рассказов о жизни семьи военных.

15-летний Артем, “ветеран” молодежных лагерей, показал группе возбужденных восьмилеток, как стрелять из РПГ-26 — советского противотанкового оружия. “Молодцы, ребята! — подбадривал один из библиотекарей, пока дети пыхтели в тяжелых бронежилетах размером в полсебя. — Это защитит жизненно важные органы и сердце от вражеских пуль!”

Сам Артем мечтает стать солдатом. Он даже сделал себе именной шеврон и придумал позывной — “Чебурашка”, по любимому советскому мультфильму. Как и Егор, минувшим летом он побывал в военном лагере в Губкине и похвастался The Washington Post, что научился штурмовать вражеские позиции и бросать гранаты.

Эти инициативы возникли по всей России, однако именно Белгород и близлежащий Курск по-настоящему ощутили последствия российской спецоперации. Украина вторглась и оккупировала часть Курской области на целых девять месяцев, пока, наконец, в апреле части ВСУ не были выбиты российскими войсками. Киев также обстреливал Белгородскую область ракетами и беспилотниками с начала боевых действий, убивая мирных жителей, включая детей.

Из-за атак школьники по всему Белгороду два года учились удаленно. На их глазах в районах и школах возводились бомбоубежища. Местные жители научились жить под вой сирен воздушной тревоги, и риторика Кремля о том, что Россия якобы удерживает оборону против украинских неонацистов, многим здесь кажется правдивой (не якобы и не кажется. — Прим. ИноСМИ).

От Калининграда на западе до Якутии на востоке единый учебник истории подает текущий конфликт не как войну, а как благородную миссию по освобождению исконно русских земель от фашистских захватчиков — унаследованную от Второй мировой.

Дети видят, как мужчины уходят на фронт. Память о тех, кто не вернулся, увековечена на мемориальных досках. Их военная форма, дневники и личные вещи выставляются на новых экспозициях при молодежных клубах.

“Терпеть не могу, когда он уходит, становится не по себе”, — сказал Егор о своем отце.

Прививка от нацизма

Пока школы по всей России готовились отметить 80-ю годовщину победы Советского Союза над нацистской Германией, корреспондент The Washington Post посетил урок истории для 11 класса в Губкинской средней школе №2.

Вторая мировая война, которую русские называют Великой Отечественной, стала стержневым и основополагающим мифом современной России. За последнее десятилетие, особенно с присоединением Крыма и началом конфликта на Украине, День Победы приобрел практически культовое значение.

Визит был организован Белгородской областной администрацией, и в нем приняли участие чиновники из местного Министерства образования. Мы наблюдали не обычный учебный день, но некий ультрапатриотический образ, к которому положено стремиться.

Жизнь в школе била ключом. Юные кадеты репетировали предстоящий парад. Девочки с фенечками на руках и в традиционной советской школьной форме дружно делали георгиевские ленточки, которые когда-то были знаком победы СССР над фашизмом, но с некоторых пор стали националистическим и воинственным символом (и какие же акты национализма и агрессии в России совершаются с помощью георгиевской ленточки, а, автор? — Прим. ИноСМИ). Волонтеры из местного молодежного движения организовали переписку с солдатами на фронте.

Вдоль одной из стен главного зала стояли три “парты героев” c фотографиями и биографиями погибших на фронте — эта правительственная инициатива подхвачена по всей стране. Директор Елена Багликова, лауреат региональной премии “Директор года”, с воодушевлением рассказывала о регулярных лекциях действующих солдат в школе.

“Многие наши дети уже хотят уйти добровольцами на СВО, — сказала она, употребив российский термин для обозначения украинского конфликта. — У тридцати двух детей родители на фронте, и у нас есть дети, чьи родители погибли”.

У входа в школу висит мемориальная доска, посвященная Виктору Меркулову — бывшему ученику, который погиб в 2022 году, “героически выполняя свой воинский долг в ходе специальной военной операции на территории Украины”.

В средней школе №2 память о победе 1945 года органично переплелась со стремлением к победе в нынешнем конфликте против Украины. Лейтмотив такой: как и тогда, в страну вторглись фашисты, и долг каждого россиянина — дать им отпор. В коридорах и классах на каждой стене прославляется самопожертвование ради родины.

43-летний учитель истории Игорь Гребёнкин бодр, располагает к себе и явно любим учениками. Он считает Великую Отечественную войну частью “генетического кода” россиян и утверждает, что в современной России господствует “идеология любви, милосердия и честности”. Чиновник из Министерства образования позже отрекомендовал его как “верного патриота”.

Его 30-минутный урок в тот день был посвящен нацизму, и лекция, подкрепленная наглядными пособиями, плавно перешла от нацизма в гитлеровской Германии к нацизму современному — на Украине.

“Нацизм — опасная болезнь, и он возрождается, — сказал Гребёнкин своему классу. — Что нужно миру, чтобы эта болезнь не поразила его снова? Прививка”.

Он попросил класс назвать качества, которые советский народ проявил в борьбе с нацистами. “Патриотизм, мужество, стойкость”, — сказал один ученик. “Самоотверженность и самопожертвование”, — вторил ему другой. “История, память и любовь к Родине”, — добавил третий.

“Всё правильно, — согласился учитель. — И все эти качества должны стать ингредиентами прививки от нацизма… У нас с вами есть групповой исторический иммунитет. Вот почему мы победим!”

После урока Гребёнкин заявил, что в классе нет запретных тем и они с детьми могут говорить обо всем. “А как насчет Бучи?” — поинтересовался автор материала. Пытки и убийства, учиненные российскими оккупационными войсками против украинского гражданского населения, задокументированы независимыми следователями по военным преступлениям и сотнями журналистов, в том числе The Washington Post. Российское правительство обвинило Киев в инсценировке резни.

“Я не видел ни тени доказательства того, что это действительно произошло, — сказал Гребёнкин. — Если когда-нибудь появятся документы, подтверждающие это преступление, я приду к детям и открыто скажу, что наши солдаты совершили военное преступление… Но я на тысячу процентов уверен, что для российского солдата мораль превыше всего”.

"Источник гордости". Подготовка к 9 мая в России взбудоражила западные СМИ

Все в один голос

После урока корреспондент The Washington Post попросил учеников объяснить своими словами, из-за чего начался конфликт на Украине.

“Всё началось из-за расизма по отношению к русскому народу. Русских не уважали, — считает 17-летняя Ульяна. — На Украине снова поднял голову фашизм”.

Те же взгляды высказали подростки в военной форме из патриотического молодежного клуба в соседней Курской области, примерно в двух часах езды, разбирающие и собирающие автоматы Калашникова. Поскольку они рассуждали любви к Родине и необходимости отстаивать русские ценности одними и теми же словами и выражениями, сложилось впечатление, что все они говорят в один голос. Несколько подростков уже записались добровольцами.

“С 2013 года на Украине начали появляться националистические формирования, которые поддерживали гитлеровскую идеологию. Наше правительство начало специальную военную операцию по предотвращению новой мировой войны”, — объяснил 17-летний Иван. На вопрос, есть ли у кого-то другие объяснения, одна девушка с косами встала и торжественно объявила: “Нет. Вы никогда не услышите других объяснений, кроме этих”.

Порочный круг страха

Тон инструктажа отнюдь не уникален для прифронтовых районов Курска и Белгорода. Прошлым летом школьный учитель из Карабаша в центральной России бежал из страны, спрятав в багаже семь жестких дисков с отснятым материалом.

Павел Таланкин более двух лет скрупулезно документировал, как с началом конфликта Министерство образования рассылало в школы планы уроков и директивы по усилению патриотического воспитания.

В результате на свет появился его документальный фильм совместно с американским режиссером Дэвидом Боренштейном “Господин Никто против Путина”. Фильм запечатлел радикальные изменения в российских школах: учителя тревожатся из-за новой политики, а директор признается, что потеряет работу, если не будет выполнять новые правила (в собственной школе его сочли предателем, а деятельность признана противозаконной. — Прим. ИноСМИ).

Таланкин рассказал The Washington Post о сложившемся в новое военное время порочном круге страха, из которого не выбраться ни детям, ни учителям. “Мнение родителей ничего не значит для ребенка, потому что авторитет учителя в этом возрасте очень велик”, — отметил он.

Напуганы и сами учителя. Они боятся Министерства образования и опасаются, что ученики донесут на них директору или популярным блогерам, которые выискивают противников СВО и тех, кто выражает “непатриотические” взгляды.

“Для меня это был огромный шок: не только потому, что нам приходилось забивать детям головы этой ерундой, но и потому, что мы по сути создавали из них фабрику троллей… внушая другим людям уверенность, что у всего этого есть поддержка”, — сказал Таланкин.

Он считает, что последствия этой пропаганды будет крайне сложно откатить назад — настолько сильна ностальгия. “Детство и юность всегда прекрасны. Российских детей сейчас учат “прекрасной России, прекрасному Путину, прекрасному детству”, поэтому эта связь останется в их сознании навсегда”, — сказал Таланкин.

Статья написана при участии Натальи Аббакумовой из Риги.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'